HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Что делать, если конкурент украл информацию с сайта?

Что делать, если конкурент украл информацию с сайта?

В один прекрасный день компания обнаружила, что конкурент скопировал содержимое сайта. Директор в недоумении: как зафиксировать факт воровства, выяснять отношения «по-мужски» или сразу идти в суд, как защититься на будущее и вообще возможно ли это? Что бы вы посоветовали в такой ситуации? Если сталкивались с подобным, как поступили?

— Чаще всего контент крадут скромно: копируют одну-две статьи или настолько лениво рерайтят, что и антиплагиат расчехлять не нужно. Заметите такое — пишите корректное письмо администратору ресурса с просьбой удалить принадлежащий вам текст (как вариант — указать авторство с активной ссылкой), в случае неисполнения шлите аналогичное письмо хостинг-провайдеру, а если вор — условный паблик ВКонтакте, то администратору соцсети. У нас это работало.

Если кража крупная и особо для вас значимая, есть смысл сразу заверить факт нарушения у нотариуса. Если по получении претензий плагиатор решит снести или изменить данные, его это уже не спасет. Причем в документе желательно указать предположительный объем аудитории сайта-плагиатора: чем больше народу могло прочитать украденный контент, тем выше будет ваша компенсация.

Но если плагиатор — сайт-тяжеловес, известный бренд или популярное СМИ, разумнее попробовать обернуть ситуацию в свою пользу. На заре существования проекта мы не раз ловили крупные сайты и паблики на копипасте. В каждом случае отправляли редактору персонализированное, доброе письмо. В нем не только благодарили за интерес и просили по возможности указать авторство («сейчас это очень помогло бы нам в развитии, друзья»), но и предлагали регулярно готовить для плагиатора эксклюзивный контент: тематические подборки, цикл обзоров, какой-нибудь спецпроект. Ресурс получал в нашем лице источник бесплатного качественного контента, а мы — упоминания, переходы, статус постоянного автора известного СМИ и, со временем, — портфолио эксперта отрасли.

Поучительный в этом смысле скандал произошел недавно с компанией Zara, которая украла дизайн аксессуаров художницы Tuesday Bassen и без спроса запустила в производство. На претензию девушки компания ответила довольно дерзким отказом — и тут активизировался целый отряд дизайнеров, в том числе всемирно известных, которых бренд тоже когда-то обворовал. В соцсетях начался неприятный для Zara флешмоб с демонстрацией плагиата, одновременно был запущен интернет-магазин в поддержку инди-дизайнеров, пострадавших от бренда. О Tuesday Bassen узнали миллионы людей, а ее продажи подскочили. Zara сдалась и начала внутреннее расследование инцидента, — а могла бы легально выкупить концепты или сразу предложить молодой художнице благородную коллаборацию.

Чего точно не нужно делать — срываться на плагиатора. Угрозы, ультиматумы, восклицательные знаки, потрясания кулаками, ирония, сарказм — все это побуждает действовать назло, мы проверяли. Кроме того, всегда есть вероятность, что редактор или владелец сайта просто нанял недобросовестного копирайтера. Простой пример: не так давно один наш редактор обнаружил свои тексты в соцсетях крупнейшего рекламного агентства России и дважды пожурил «авторов» в комментариях. А вскоре получил крайне жесткое письмо от генерального директора: тот интересовался, что же наш редактор имеет против его компании. Редактор ответил ссылками на исходные тексты, гендир взял паузу для разбирательства, а на следующий день вернулся с извинениями за нового пиарщика-плагиатора. Тексты удалили.


Универсального технического способа защитить контент, к сожалению, нет: скрипты для запрета копирования и выделения текста обходятся в два шага, при этом пользоваться «заблоченным» сайтом становится неудобно (не только читателям, но и владельцам), и количество просмотров снижается. Но можно помочь поисковикам распознать в вас первоисточник. Например, интенсивно брендировать контент (вставить упоминания названия компании, ссылки на другие ваши тексты и разделы). Или зафиксировать уникальность текста в сервисе Яндекса «Оригинальные тексты» (новорожденным проектам это не подходит: сайт должен быть раскручен минимум до ТИЦ 10). Или оперативно размещать анонсы статей в соцсетях, чтобы поисковики быстрее проиндексировали текст. Но для этого соцсети должны быть живыми и обжитыми, пять ботов в Твиттере ситуацию не спасут.  

А юридически можно лишь доказать авторство. Первый способ — зарегистрировать авторские права и оформить депонирование произведения (текста) в РАО. Второй — распечатать контент вместе с адресом страницы, выслать самому себе бумажным письмом с уведомлением о получении и хранить, не распечатывая, на случай разбирательств. Понятно, что если у вас «фабрика текстов», то первый способ вас разорит, а второй, вероятно, сведет с ума. Но если ценность контента высока, лучше вовремя о нем позаботиться.