Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Александр Мезенцев, клуб "Колесо": Рок-н-ролл как цель и средство

Александр Мезенцев, клуб "Колесо": Рок-н-ролл как цель и средство

#промоушн

Яркий пример, как превратить увлечение в бизнес, на одной площадке соблюсти финансовый и культурный баланс между легендами сцены и начинающими исполнителями, сделать «не благодаря, а вопреки» – нам иллюстрирует директор клуба «Колесо» Александр Мезенцев.


Своё место
До клуба я занимался практически тем же самым, только в домах культуры. Организовывали ежегодный рок-фестиваль «Беломор-буги». Это то, что касается организации концертов. Так же я работал на телевидении редактором музыкальных программ, в «Известиях», а также проработал 10 лет на радио («Наше радио» и «Русское радио»). Очень сожалею, что сейчас нет полноценного эфира, где были бы представлены архангельские группы. Есть мысли заняться этим: материала огромное количество, и, думаю, музыканты будут в восторге.

Идея клуба возникла постепенно. Изначально задумывалось место по образу и подобию других клубов: где люди могли бы и отдохнуть, и послушать музыку, и поужинать, и пообщаться. Никто Америк не открывал, и не собирался. Просто что-то менялось, что-то совершенствовалось.

Это сейчас избыток таких площадей в городе, а десять лет назад было по-другому. Подвернулось помещение — и решили, что будет здесь. Место подходящее: и дом нежилой, и центр города и набережная рядом. Вариант показался неплохим. Может и не самым крутым, но... в общем, надо было с чего-то начинать.

К счастью, нашлись инвесторы, которые поверили, помогли и поддержали. Всё шло по нарастающей. Появлялась известность. Всё больше людей узнавало о нас. К тому же приходил опыт, понимание вопросов, которые не касаются музыки напрямую: финансы, организация. Конечно же, мы не стояли на месте, что-то нерентабельное отменяли, что-то улучшали.

Как вы клуб свой назовёте...
Название у клуба оказалось символическим: попал в «Колесо» — и теперь как белка в нём. Это конвейер — режим работы без выходных, постоянная концертная деятельность. Конечно, жизнь изменилась, и образ жизни изменился, потому что концерты, как правило, вечером, а какие-то хозяйственные и финансовые дела надо делать с утра. Поэтому зачастую бывает тяжело.

«Колесо» имеет прямое отношение и к байкерам и к автомобилям — к вечному движению. Отсюда и оформление автомобильными номерами. Хоть эта идея и используется в других странах, но такого количества автомобильных номеров я, честно говоря, не видел. При наличии номера гость проходит на любой концерт бесплатно. У нас целая коллекция гостевых табличек, привезённых из-за границы, от Нью-Йорка до Японии. Исполнители тоже берут с собой номера. Коллекция обновляется настолько быстро, что порядка 40 номеров сейчас ждут своего места в интерьере.

Раз уж речь зашла об особенностях площадки, мы запретили курение в клубе ещё за год до принятия закона. И нормально, все курили на улице. Ну вот сами подумайте: человек поёт два часа на сцене и всё время в прокуренном помещении. Тут никакие связки не выдержат. Конечно, мы потеряли часть публики — которая любила коротать концертный вечер за чашечкой кофе с сигаретой, но зато приобрели ту, которая предпочитает сидеть в непрокуренном помещении.

Мы не закрываемся и от самых молодых команд. Как сказал, кажется, Энди Уорхол: «Пройдёт какое-то время, и у каждого жителя планеты будет всего 20 секунд, чтобы стать знаменитым». А в клубе «Колесо» у новых команд из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска есть 20 минут, чтобы показать своё творчество и получить зелёный свет.


Затраты
Поиск музыкантов — обычная селекционная работа. Учитывая, сколько лет я этим занимаюсь, большие связи у меня появились задолго до открытия клуба. А потом ещё больше всё обросло, пошли отзывы от побывавших в клубе музыкантов. Предложений очень много — я не только ищу, но и выбираю. Условия выступления зависят от качества, уровня, рейтинга исполнителя и нашего финансового состояния на данный момент. Разумеется, будни отдаются молодым, начинающим командам, центральные дни — пятница и суббота — как правило, гости или высокорейтинговые коллективы.

Некоторые привезённые нами артисты в России были всего пару раз, а есть те, которые прямо сюда едут. Например, Кристоф Годен — французский виртуознейший гитарист и преподаватель, Дейв Мартин — канадский гитарист. Голландец Ян Аккерман — гитарист легендарной группы «Фокус» — открывал клуб. Были известные российские музыканты: «Крематорий» на этой сцене выступал, Михаил Башаков, Женя Колыханов из «Красных Элвисов»... Бывают частые участники крупных российских фестивалей: «Тролль гнёт ель», «Декабрь» и т. д.

Текущий кризис коснулся привоза иностранных артистов, у которых гонорары привязаны к курсу доллара и евро. Плюс импортная продукция для бара скакнула в цене. Но у нашего клуба верные поклонники, множество посетителей постоянные, поэтому что-то изобретать экстренного не пришлось.

Как я уже сказал, часть нашей политики — поддержка так называемой самодеятельной рок-сцены, чтобы начинающие таланты имели возможность регулярно выступать, совершенствовать мастерство и презентовать альбомы.

Мы продаём диски, но покупают их плохо. В основном, во время выступления группы, причём лучше, чтоб заезжей. Покупают как сувениры — чтоб автограф на диске получить. Диски нужно продавать, как говорят, «пока пирожки горячие». Так что прибыли на этом не сделаешь, но как промо для музыкантов продажа дисков хорошо подходит. Диск скорее воспринимается как воплощение творчества... в предмете, что ли.

Когда встаёт выбор, как тратить деньги на продвижение, используем для более зрелой публики теле- и радиорекламу, для более молодой — интернет и социальные сети.


Культпросвет
Если бы мне предложили вновь открыть клуб, я бы, несомненно, согласился, но от некоторых вещей я бы сразу отказался — к примеру, от комплексных обедов. Для них нужна бо́льшая проходимость народа. Вообще, есть идея открыть сеть «Колесо», с учётом всех поправок, к примеру, в Сыктывкаре, Кирове, где подобного нет. Для этого нужна большая команда единомышленников, ну, и, конечно же, капитал.

Вообще, моё дело назвать бизнесом сложно. Слишком тяжёлый хлеб — заниматься концертной деятельностью такого характера в сравнительно небольшом городе. Как я много раз уже говорил: «Это не бизнес, это культпросвет». Этакая филармония в миниатюре, правда, в отличие от филармонии, у нас нет дотаций от государства, поэтому нередко большая часть прибыли уходит на то, чтобы привести каких-то известных музыкантов. Не тех, кого можно услышать на некоторых станциях, а как раз известных, может быть, узкому кругу — чтобы была возможность показать их музыку, дать послушать их творчество. Мне кажется, только такой музыкальный «культпросвет» способен заниматься образованием людей. Радиостанции сплошь и рядом коммерческие, они крутят только то, что, скажем, лежит на поверхности и уже раскручено. А всё остальное, если не приносит денег, уже никому не нужно. Это знают все — и музыканты, и люди, которые занимаются организацией концертов. Трудно кого-то упрекать в том, что люди зарабатывают именно концертами популярных исполнителей, это понятный выбор. У меня выбор другой: я всё ищу малоизвестные, может быть, но, безусловно, профессиональные и интересные имена и получаю от этого удовольствие. А если учесть, что публика ходит неплохо, то, видимо, и публике это интересно — не есть одно и тоже блюдо каждый день каждый месяц. Поэтому у нас очень разнообразная афиша, к примеру, в мае было 26 концертов. Мне кажется, что это показатель, достойный уважения. И всё же назвать это бизнесом сложно, скорее «мы работаем, чтобы стать».

Мне помогает козерожья упёртость и выдержка. А чрезмерное доверие к людям иногда выходит боком. Но, с другой стороны, невозможно ведь всё сделать самому, поэтому доверять нужно.