HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Андрей Жданов, "Печатные проекты": Как образование помогает и мешает предпринимателю

Андрей Жданов, "Печатные проекты": Как образование помогает и мешает предпринимателю

#медиа

Андрей Жданов — не только главный редактор журнала Magazine и руководитель издательства «Печатные проекты». Ещё он кандидат педагогических наук и автор нескольких книг о воспитании. Мы спросили Андрея, как найти призвание, как образование помогает или мешает предпринимателю, что делать с неудачами и неудачниками и как достигнуть эффективности. Вот что он ответил.


О призвании

Призвание — вот ответ на многие вопросы. Каждый из нас зачем-то призван в эту жизнь, отсюда и — призвание. Определяется оно очень просто: когда ты находишься в точке призвания, ты не тратишь энергию, а постоянно заряжаешься ею, и совершенно не устаёшь. В точке своего призвания человек «подключается» к источнику жизненной энергии, и в этой ситуации «рутина» и «наслаждение» сливаются в единый восторг. Кто не испытывал такого состояния, тому невозможно объяснить, что такое призвание.

Призвание развивает способности. И порой получается так, что ты перерастаешь рамки той деятельности, которая ещё вчера давала тебе восторг жизни, восторг деятельности — восторг жизнедеятельности. Энергия уходит — а дело и обязанности остаются. И появляется новая подруга, даже две — усталость и лень. Можно либо подчиниться такому изменению, и далее продолжать «влачить печально дни свои». Либо корректно завершить прошлый проект и отправиться на поиски своего призвания дальше.

Как было у меня? Стоило мне почувствовать — даже не «усталость» — а тоску от обыденности того, чем я занят, я выходил из дела, — не бросал, а именно выходил, — и шёл дальше. Выход всегда был болезненным и трудным: обрывать привычки и связи всегда — это всегда приносит боль.


Образование: до и после
Тест по определению профессионального пути есть один — самоощущение. Нужно различать «профессию» и «призвание». Стремиться к тому, чтобы это совпадало. И очень важно стремиться к тому, чтобы общаться с людьми, живущими по своему призванию, которые счастливы и энергичны, «несмотря на обстоятельства».

Если детей не ограничивать, то дети постоянно стремятся находиться в точке своего призвания. Если вы замечаете, что дети чем-то заняты, при этом не устают, при этом энергичны и счастливы от того, чем заняты — помогайте им сохранять это состояние — чтобы они надолго запомнили, что такое «жить по призванию».

Если есть готовый план, куда идти после учебного заведения, надо действовать по плану. Если не ясно, в чём призвание, нужно выбирать занятие по любому принципу (жребий, «заодно с друзьями», поближе к родителям — или, наоборот, как сделал я: подальше от родителей). Учиться или работать, но при этом стараться не сосредотачиваться на одном деле, а пробовать, искать своё призвание дальше.

К примеру, я вообще не знал на момент окончания школы, кто я и кому я нужен. Я закончил школу и уехал подальше от дома. И в какой-то момент моя подруга, Наташа Кудрина, сказала: «Жданов, ты по-настоящему счастлив, когда учишь других. Бросай всё и иди учиться на учителя». С этого всё и началось, на тот момент мне шёл 21 год.

Градация «школа, училище, вуз» не принципиальна. Недавно я подготовил статью о судьбе выпускницы вуза, успешной сотруднице банка, её имя Даша Чудинова, которая вдруг осознала, что её призвание — делать женщинам красивые реснички и учить этому других. Сейчас она в восторге от своей жизни.

Образование современного предпринимателя, который вынужден жить в эпоху, когда технологии меняются каждые 2-3 года, — это постоянное самообразование. Сейчас учиться и следить за собой необходимо постоянно. Я лично раз в неделю бываю у парикмахера, раз в 2 недели у массажиста, раз в полгода у стоматолога, раз в год у психотерапевта, раз в 2 года получаю какое-то новое образование.

Слишком часто учиться вредно — исчезает устойчивость и компетентность. Каждое новое полученное образование требует закрепления на практике, причём — успешного закрепления и выхода на проблему: чего сейчас мне не хватает для дальнейшего развития дела?

А люди, постоянно прыгающие из тренинга в тренинг, по моей версии, интеллектуальные наркоманы. Им не «учиться», а лечиться надо.

Как учитель скажу: «двоешники» и «отличники» — это исключительно проблема учителя, его предвзятости и профессиональной лени. Когда учитель вдохновенно преподаёт и умеет объяснить свой предмет даже самому «тупому», дети, как правило, увлекаются, и в своём увлечении могут нести полнейший бред, но этот бред прекрасен, потому что ребёнок старается.

Вопрос: что должен оценивать учитель? Хорошую память, врождённые способности, детскую хитрость, послушание и исполнительность — или старание, стремление превзойти себя? Ответ на эти вопросы не очевиден, это вопрос философский, вечный.

Меня, как учителя, всегда ругали за то, что ставил «5» за контрольные работы, в которых ученики сами исправляли свои ошибки. Я считаю это важнейшим качеством — увидеть и вовремя исправить свою ошибку. А по инструкции за исправления я должен был понижать балл.


О неудачах
Перестать быть неудачником — значит: перестать считать себя неудачником. Хотя... Удача — дама капризная, я с ней дружу, но не доверяю ей, точнее, не доверяюсь ей целиком и полностью. Я не могу считать себя «неудачником» только по той причине, что не делаю ставку на удачу. Хотя всегда, всегда благодарен ей за благосклонность и помощь, о которой не просил, но которую всегда вижу. Иметь в жизни такого союзника, как Удача, это замечательно. Но выбор конкретен — ставка либо на Удачу, либо на Успех.

Впрочем, когда человек успешен, Удача всегда рядом, всегда «за компанию». Удача любит успешных и дразнит нерадивых.

Детракторов — людей, плетущих интриги, подсиживающих, игнорирующих просьбы руководителя, вселяющих на коллег тоску и мрачность, — гнать их от себя.


Об эффективности
Я не знаю, что такое «человек эффективный». Знаю, что такое лень. Знаю, что значит призвание. Знаю, что такое скука и тоска. Я «эффективен», когда увлечён, и совершенно «не эффективен», когда не понимаю «Зачем?».