Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Родственники, друзья и декретницы: о том, как строить семейный и социальный малый бизнес

Родственники, друзья и декретницы: о том, как строить семейный и социальный малый бизнес

Неожиданным подходом к малому предпринимательству с ЧесТноком поделился Евгений Харьков, 33-летний основатель бизнеса по производству и продаже лежаков и аксессуаров для домашних животных. Он рассказал о том, как его стартап стал делом жизни и о планах развития семейно-социального бизнеса.


В общей сложности нас, занимающихся развитием Badgers Wood, сейчас трое. Мы члены одной семьи, никаких случайных людей. Не понимаю, зачем платить деньги чужим людям, когда рядом есть родственники, друзья и их родственники, которые не откажутся от работы.

Одна из существенных «больных» тем для меня — отсутствие семейного бизнеса в России. Мне, к примеру, гораздо проще довериться тем людям, которых я знаю много лет, в том числе в вопросах бизнеса. Я не могу понять, почему у нас практически нет такой практики; европейцы, к примеру, строят огромные империи внутри семьи (можно привести в пример и Prada, и Inditex, и что угодно еще).

В ближайшее время я собираюсь увеличивать объемы и масштабы своего дела, в связи с чем планирую подключить к своему делу родителей. С мамой я уже все обсудил, и она, несмотря на то, что работает, согласилась. Она прекрасно шила в молодости, и я уверен, что эти навыки никуда не делись: так почему бы ее не привлечь? Она гордится тем, что делает ее сын, и хочет принимать в этом участие. У нас будут рыночные отношения: я буду ей платить; если меня не будет устраивать ее работа, мы будем вместе разбираться, как ее улучшить.

Пенсионерам сегодня вообще очень тяжело: они вырваны из контекста нашей жизни. Сейчас есть куча примеров (особенно за рубежом), когда в своих стартапах люди задействуют родителей, и все получают от этого только удовольствие и положительный эффект. Я хочу, чтобы в том, чем я занимаюсь, была и социальная составляющая. Если мой бизнес будет масштабироваться дальше, я хочу подключать к нему людей, которые могут работать несколько часов в день, но не имеют такой возможности — например, молодых мам в декрете.

Я хочу дать им не только шанс зарабатывать, но и ощущение профессиональной востребованности. Получается очень выгодно всем сторонам: мне их работа нужна для развития бизнеса, им — для самореализации. Многие мне уже говорили о том, что готовы самостоятельно приезжать в мастерскую и несколько часов в день посвящать работе.

В Москве есть очень много швейных цехов, расположенных в полуподвальных помещениях во многих домах. Там сидят люди, которые не просто работают с утра до ночи, но и живут там же. Я хочу строить бизнес с человеческим лицом, бизнес, который уважает труд людей и адекватно их вознаграждает.

Я отдаю себе отчет в том, что не все может получиться сразу. Если я делегирую часть работы, например, швее в декрете, я дам ей комфортный срок для ее выполнения, зная, что у нее особенные обстоятельства — ребенок и домашние заботы. Мне приятнее зарабатывать именно так: если я могу, то почему нет?

О бизнесе «своими руками» 

По моим наблюдениям, в России в основном процветает бизнес в стиле «купи-продай». По такому принципу строится огромное количество проектов. Я считаю, что это совершенно неинтересно, и удивляюсь, как этим людям самим не становится скучно. Ведь помимо денег, есть много важного. Нужно больше создавать самим!

О том, как стартап стал делом жизни 

Август 2014 года стал для меня очень важным этапом. Передышка благодаря сезону отпусков была бесценной: число заказов в неделю исчислялось единицами. Именно тогда я посмотрел на свой стартап не как на увлечение, а как на серьезное дело, которым я хочу заниматься в дальнейшем. Я полностью переделал сайт, расширил ассортимент, включил абсолютно новые материалы. К осени я запустил новые модели. Я придумал совершенно новую конструкцию лежаков, ничего подобного в России не делают, да и за рубежом немногие. Это лучшая конструкция из всех существующих сегодня, и я ей действительно горжусь. Помимо нескольких видов лежаков, Badgers Wood теперь предлагает покупателям и другие аксессуары: миски и сменные чехлы для лежаков.

С тех пор, можно сказать, все наладилось. Сейчас бизнес растет ежемесячно, технологии отработаны, и я всем абсолютно доволен. Badgers Wood сегодня — совершенно другой бизнес, чем год назад. После Нового года я понял, что аналогов моему бизнесу, которых не было никогда, так и не появилось.

Я продолжаю сталкиваться с разными проблемами. Например, оказалось, что в Россию никто не поставляет ткани с принтом. Практически ни одна компания не готова продавать материалы небольшими объемами, подходящими для малых предпринимателей. Мне удалось найти только поставщика наполнителя и поставщика фурнитуры. Та же история с мисками: никто не готов продать мне, к примеру, 15 или 30 мисок, минимальная поставка — 300. Приходится ездить по магазинам и закупать их в розничной продаже. Пока, к сожалению, крупный бизнес не готов работать с малым.

 Я планирую расширять ассортимент продукции и дальше: мне интересно делать красивые и качественные ошейники для собак и сумки для их перевозки.