Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Искусство торжества

Искусство торжества

Некоторые бизнесы отличаются особенно нестабильной клиентурой. Сложно придумать что-то более переменчивое, чем настроение дамы. Особенно если эта дама готовится к главному событию в своей жизни. И эта дама — и есть твой заказчик. Как работать с клиентами из разряда «взрывоопасно» и «хрупко», рассказывает Александра Марченко, владелица ивент-агентства «Art de Vivre».


После работы редактором портала о культурной и светской жизни мне захотелось чего-то более прибыльного. Самое понятное на тот момент мне — организация вечеринок и других мероприятий, только с аналитической стороны. Я устроилась работать ивент-менеджером в рекламное агентство, но долго не протерпела, суматошные «юрики», 33 начальника и 333 согласования, а потом ещё и денег жди два месяца, плюс всё в последний момент. Я подумала, что такие мероприятия, как свадьбы, готовятся задолго до события, бюджеты известны практически заранее, а босс у меня только один — невеста. Так появилось моё агентство, которое, кроме свадеб, всё равно продолжило заниматься и другими мероприятиями, ведь я сама ставила условия работы заказчику.

С тех пор многое изменилось, всё оказалось намного сложнее, чем мне представлялось, но, без сомнения, всё равно это мне нравится, просто все свои нелюбимые моменты я перекладываю на менеджеров.


Свадебные хлопоты как проект
Первое, что мы делаем с клиентами, которые решили пожениться, — пытаемся понять, какой формат мероприятия им подойдёт лучше всего. Это может быть классическая свадьба с банкетом, а может быть что-то более неформальное: семейный ужин, фуршет, светский вечер, молодёжная вечеринка. От этого завивист место, бюджет, декор, тайминг, логистика и команда специалистов, с которой предстоит работать. Дальше мы бегом бронируем площадку (ресторан) и нужных специалистов. Я работаю с крутой дорогой командой, она востребована в городе, и моя задача — успеть схватить всё самое лучшее на самых лучших условиях: ведущий, фотограф, оператор — главные «звёзды». Забронировали и забыли.

Дальше у нас декоратор, флорист, кондитер и стилист для невесты. Это люди, с которыми предстоит поработать при подготовке. Клиент «желает», а мы оформляем эти фантазии в чёткое техническое задание и осмечиваем. Формируем шоу-программу, бронируем артистов и другие приятные мелочи. Готов бюджет. Готов тайминг. Проработана логистика.


Ресторан
Работа с рестораном осуществляется параллельно, обычно клиенты берут её на себя, так как у каждого свой вкус, и в вопросах алкоголя и еды мы лишь можем давать советы, исходя из опыта. Административная работа с рестораном, конечно же, осуществляется нами: мы рисуем схемы площадок, даём чёткие технические задания, составляем для ресторана отдельный тайминг и в день свадьбы превращаемся в сотрудников ресторана. На площадках, где нас знают и любят, мы вхожи в любые тайные уголки. В одном из наших любимых заведений администраторы шутят, что если работаем мы, то они могут расслабиться. К сожалению, не все так приветливы, многим халтурщикам мы мешаем работать, заставляя их делать всякие непривычные штуки. Самый лучший способ хорошо отработать на площадке — подружиться с персоналом, не гнуть свою линию, прислушиваться к ним, просить, а не приказывать. Но, к сожалению, это работает только с добросовестным персоналом. К халтурщикам у нас жёсткий подход. Есть и безумцы, с которыми долго выстраиваешь отношения, а в какой-то момент они меняют правила и забывают тебя информировать. Это настоящая проблема. Я сейчас строго прошу все заведения оформлять свои запреты в виде документа.


Денежные вопросы
Я с самого начала веду смету для каждого клиента, где отражены все предоплаты и суммы. Смета ежедневно корректируется и за некоторое время до мероприятия предоставляется клиентам. Все оплаты вносятся по необходимости, у нас нет жёсткого графика оплат, всё индивидуально, главное, чтобы в утро мероприятия всё было закрыто. Бывает, что мы ошиблись в смете, или была неприятность с формулой в таблице, никто не застрахован. Конечно же, я стараюсь извиниться и исправить наши ошибки, но мелочи мы всегда берём на себя. Если подрядчик сам виноват и не выставил сразу цену, например, за проезд, то мы никак не можем ему помочь, исправлять его ошибки из своего кармана мы не будем. Очень аккуратно всегда отдаём свои деньги — я стараюсь, чтобы все выплаты, которые мы производим, были из кармана заказчика. Это мне диктует горький опыт работы в агентстве, где мы всё платили из своей кассы, а клиент потом месяцами не гасил счета по разным причинам.

Нервы как конкурентное преимущество
Нервная система — это самая большая беда. Нередко можно встретить человека, который посмеётся над организатором мероприятий: «Это вам не работа на заводе». Я много где работала и могу сказать, что уровень личной эмоциональной включённости в мероприятие и уровень зависимости от сторонних факторов у нас выше, чем в какой-либо другой профессии, уровень напряжения колоссальный, как и уровень ответственности. Многие уходят из нашей профессии как раз в поисках спокойствия, стабильного графика и более низкого уровня ответственности. А у нас всё как в анекдоте: «Захотел — пришёл на работу в 7 утра, захотел — не ушёл совсем». Хотя не исключаю, что так только у меня и моей команды, все остальные тратят меньше времени и имеют меньше клиентов. Я же стараюсь вести несколько проектов, заниматься продвижением, давать хорошее качество сервиса и быть с клиентом всегда на всех этапах. На моих свадьбах невесты не отвечают на телефонные звонки с утра, это знают все стилисты нашего города.

Самый лучший способ сберечь нервы — всё детально проработать заранее, не стесняться задавать дурацкие вопросы клиентам, знать ВСЁ, насколько это возможно, постараться предусмотреть всё, поговорить со всеми, тем самым минимизируя сюрпризы, которые всё равно хоть где-то да будут.


А свадьбы бывают...
Необычная свадьба может быть очень бюджетной. Я люблю свадьбы в неожиданных местах, но они требуют особого обслуживания (кейтеринг, инфраструктура — это всё надо возводить на месте). К сожалению, люди хотят максимального комфорта при наименьших вложениях.

Одна из моих любимых оригинальных свадеб — свадьба девушки, которая потом стала моим координатором. Они сделали роспись на набережной в городе, чтоб там могли присутствовать бабушки, а после погрузились на декорированный катер, на котором уже был готов стильный фуршет, алкоголь и музыкальный аппарат с диджеем. Они катались по всему городу под балканскую музыку, плясали, пили и радовались жизни, развлекая всех вокруг, а после отправились в ночной клуб. Это была самая бюджетная свадьба, на момент 2013 года она стоила около 200 000 рублей со всеми мелочами.


Продвижение
В маленьком городе лучшее продвижение — качественно сделанная работа. Сделал всё круто — после свадьбы о тебе заговорят. Но я человек активный во всех сферах, я занимаюсь продвижением себя, я настоящая, живая, я делюсь эмоциями, я делаю какие-то хорошие вещи, иногда не очень, я веду все соцсети сама, веду блог.

Главный секрет — экспертность. Я пишу статьи на все возможные порталы, я прихожу на ТВ, радио, даю комментарии, участвую в проектах, создаю проекты сама.

Я делаю качественные свадьбы модными. Самая моя главная «детка» — журнал «Всё о свадьбе в Калининграде», там я нанятый менеджер (главный редактор). Это единственный свадебный печатный продукт в городе, который я могу смотреть без смеха или стыда за его участников. Создаётся он непросто, и не всегда он отвечает моим представлениям об идеальном, но я стараюсь. И я не боюсь конкуренции, потому что сложно найти конкурентов в том, чтобы быть самим собой.


Расширение бизнеса
Конечно, я лицо своей компании, и все невесты хотят общаться со мной лично. Когда-то вначале так и было, но теперь объёмы растут, мне захотелось личной жизни и развития, для этого пришлось нанять помощниц, клиентов приходится готовить к тому, что не я буду с ними работать, я буду лишь следить за ситуацией и приходить на помощь в сложных моментах.

Продаю всё равно я, секрет успешных продаж — безумная любовь к своему делу и детальное знание рынка, девочки ещё этого не умеют. Самый лучший способ расширяться — учить — плодить себе подобных, передавать максимум знаний. Когда я искала себе помощницу, то говорила: «Это просто должна быть вторая я». Производство таких же кадров сейчас для меня приоритетная задача, зимой заработает школа, выпускники которой смогут продолжить моё дело.


Запрет цветов из Голландии
Когда объявили, что нам больше не стоит ждать цветов из
Голландии, была настоящая истерика. Предоплаты взяты, бюджеты согласованы... Евро растёт! Впереди самые дорогие и требовательные свадьбы сезона! И вот так вот! Наши оптовики быстро перестроились на Эквадор и другие «разрешённые» страны, цена изменилась, качество, возможно, тоже пострадает, но пока рано говорить о последствиях, всё только начинается. Но мой флорист предусмотрительно закупил текстильные цветы прекрасного качества, за счёт которых можно будет создавать объём.