Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Как привести дела в порядок

Как привести дела в порядок

Руководитель издательства «Печатные проекты», кандидат педагогических наук, автор книг по педагогике, главный редактор журнала Magazine и диджей Андрей Жданов в характерной ему лёгкой и доходчивой манере рассказывает, почему нужно вписывать в деловой план наслаждения, что помогает нарабатывать полезные привычки, как управлять коллективом и наладить своё дело.


Об успехе

«Успеть всё» — задача из области нереальных. Понятие «всё» для меня равнозначно понятию «ничего»: в попытках охватить и получить «всё-всё-всё» психика быстро перегружается, и сама новизна становится «рутиной», обыденностью, что как-то не вяжется с «наслаждением». Поэтому я стараюсь успеть сделать только то, что соотносится с ценностями и приоритетными задачами. Стараюсь каждый день писать в ежедневнике всё, что должен сделать, по итогам дня — отмечаю плюсиками, что сделал, и стрелочками, что нужно доделать завтра. Очень нравится по вечерам ставить себе плюсики. С «наслаждениями» тоже всё просто — я вписываю наслаждения в свой обязательный деловой план, не отделяю «рутины» от «наслаждения жизнью», потому что и то, и другое — моя жизнь.

Зачем делить свою жизнь на «нежизнь» (работа, труд, эффективность) и на «жизнь» (личная жизнь, отдых, человеческий фактор)?

Нужно не «баланс» искать, а установку на жизнь менять. Жизнь — это все-все-все минутки твоего текущего времени. Как можно не любить и спешить проживать «рабочую часть» своей жизни? Это тоже твоя жизнь, детка... Баланс заключается в поисках любви к своему делу. Или срочному поиску любимого дела. Тогда всё соединится.

Кстати, «успех» и «успеть» — совершенно идентичные понятия. Успешен тот, кто успевает делать в срок самые необходимые и самые важные дела.

Инструменты эффективного тайм-менеджмента: (1) Ежедневник. (2) Привычка чаще заглядывать в ежедневник.

Во всяком достижении нужна воля. Воля к самопринуждению. Ставить задачу и делать. Когда говорят о том, чтобы приучиться делать какие-то дела с завидным постоянством, речь идёт не о «приучении», а о принуждении.

Важный момент: когда это принуждение не приносит ни удовольствия, ни денег, ни разумного общения, когда ты прожигаешь жизнь ради пустых обязанностей, которые ничего не добавляют к твоей жизни, а только отнимают время — нужно ли это продолжать делать?


О порядке в делах 

Во-первых, нужно чётко представлять, что такое «порядок»: это выстроенные в ряд приоритеты, обязанности, обещания и прочие долженствования. Если ты видишь, представляешь, осознаёшь этот ряд, значит, в голове у тебя порядок уже складывается. И когда такие ряды выстроены, «приведение дел в порядок» происходит если не быстро, то намного быстрее нежели, когда дела в беспорядке.

Вот только не надо стонать, что «я — человек творческий, порядок меня бесит, мне нравится творческий беспорядок». Нравится беспорядок — мучайся и не стони.

Не знаю таких случаев, чтобы один раз поставленное дело дальше работало само. В русских сказках такое встречал: лентяй на печи катается, а Щука за него работает, но это — сказка, русская народная сказка. Чья-то мечта. Я знаю только один закон: за чем лично следишь и контролируешь, то и работает на том уровне, который тебе требуется. Как только пустил всё на самотёк, результат тоже есть, но он всегда отличается от того, что ожидалось. Иногда — везёт, и получается лучше, чем я предполагал. Но чаще — хуже или «вообще не то, что нужно».

Если это твоё дело — оно не может «работать само». «Дело» — это когда ты что-то сам делаешь. А когда за это берутся другие, то это уже — их дело. И эти люди будут делать так, как им нужно.


О сотрудниках 

Здесь нужно избавиться от иллюзий. «Сотрудники» — это не какой-то специально выведенный тип людей, призванный исключительно решать твои проблемы. Какой-то мизерный процент среди реальных сотрудников — умные и самостоятельные люди, адекватно понимающие поставленную перед ними задачу и принимающие на себя ответственность за решение. Остальные требуют контроля. И чем строже и умнее контроль, тем безупречнее люди работают.

Только очень ленивый и лукавый руководитель может задаваться вопросом, как научить сотрудников отвечать за результат. Такому человеку я могу порекомендовать искать Щуку из «Щучьего веленья»: Щука заколдует сотрудников, и они будут делать работу в срок и отвечать за результат.

Если бы не было необходимости в руководстве, то должность руководителя давно бы исчезла. Говорить нужно не о том «как научить», а учить, учить и учить. По сто раз на день повторять одно и то же, если это требуется. Такова участь руководителя — руководить, надзирать, наставлять.

Различия среди сотрудников-«физиков» и сотрудников-«лириков» есть. Но если сколь угодно творческий человек категорически отрицает «во имя творчества» дисциплину, мне такой не нужен, пусть мотает нервы и срывает планы другому руководителю.

Этот вопрос требует развёрнутого (длинного) ответа, потому что речь идёт о психологии личности — точнее, о психологиях личностей — тут много нюансов. В моей практике «самый творческий» сотрудник одновременно был (точнее, была) и самым дисциплинированным. Это редкое сочетание. И, как правило, такой союз пусть и плодотворный, но не долговечный. Столь самодостаточные люди очень свободны по духу — приходится отпускать и благодарить Небеса за то, что дали возможность такой встречи.

Творчество и порядок — вещи вполне совместимые, всё зависит от (искусства) мотивации. (Тоже длинный разговор).

Пояснение. Ответчик не является идеальным человеком. У меня у самого масса проблем. Но когда приходится их решать — приходится быть честным и говорить себе: «Не ленись — и всё получится».