Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Наука и бизнес. Часть 2. Холодный расчёт

Наука и бизнес. Часть 2. Холодный расчёт

«Тем, что у меня есть, я обязан своим неудачам» — эту фразу часто произносят успешные люди. Если бы не кризис 1998 года, вполне возможно, не было бы сегодня брендов мороженого «Эскимос» и «33 пингвина», самой распространённой в Томске «Ключевой воды» и компьютерных аттракционов нового уровня Exo. Финансовые невзгоды, внезапно обрушившиеся на предпринимателя Олега Федченко и его партнёров, обернулись началом нового успешного пути. 

Наука выживания

До 1998 года мы занимались поставкой фруктов и были лидерами в Томской области.   

Но беда пришла с кризисом 1998 года — бананы стали стоить не 3 рубля, а 18. Всё рухнуло: у нас были долги в валюте и в рублях — и перед банками, и перед поставщиками.

В первый момент мы не знали, что делать: все расчёты были в долларах, а поставки были крупные. В долларах наши долги выросли многократно, в отличие от товара, к тому же «скоропорта». Мы не могли отложить партии фруктов на полгода, чтобы выждать, пока цены выровняются, и продать. У нас случился большой провал. И тогда мы решили сконцентрироваться на замороженных продуктах.

Хоть наши кредиты резко подорожали, мы взяли ещё один — на покупку холодильного оборудования. Поставили в магазинах Томска свои морозильники — порядка ста установок. Люди удивлялись: зачем магазинам дополнительные холодильники?! Через холодильные витрины мы продавали замороженные фрукты и продукцию местного хладокомбината.

В отличие от модели сбыта свежих фруктов, для выхода из кризиса мы прибегли к другой схеме бизнеса — на маленьких деньгах и высокой оборачиваемости средств. Мелкими суммами в обороте мы и выжили. За пару-тройку лет закрыли долги и кредиты.

Наука случайных вкладов

К 2001 году у нас появилась идея сделать «Ключевую воду». Начиналось всё с того, что мы узнали — в НИИ полупроводников в Томске разработана отличная система очистки воды, просто идеальная. И мы решили попробовать. Сначала арендовали систему, а когда дело пошло — создали своё производство.

Сначала мы рассматривали производство воды как хобби. Тогда не было понятно, насколько весомой частью бизнеса может стать вода. А сейчас «Ключевая вода» — самая продаваемая в регионе, Томской области.

Наука прогнозирования

Хорошенько разобравшись с холодильным делом, мы решили в сотрудничестве с местным хладокомбинатом выпускать мороженое. В 2003 году стали дистрибьюторами мороженных брендов, арендовали у комбината цех по выпуску мороженого. На предприятии к нашим рвениям относились с недоверием. Они считали, что мы должны реализовывать мороженое и не лезть в производство. Сами же предпочитали специализироваться на выпуске продукции и отказывались заниматься её распространением. Забегая вперёд, скажу, что из-за отсутствия развитых каналов ритейла дела комбината шли всё хуже, а наши (и производство, и реализация), напротив, в гору. В конечном итоге, мы этот хладокомбинат выкупили.

Постепенно обновили оборудование, разработали технологии — так появилась компания «Эскимос» с одноимённым мороженым.

Уже здесь нам пригодилось инженерное образование. Мы разыскивали оборудование — линии производства, упаковочные, дозировочные автоматы; рассматривали множество вариантов, с разных аспектов. Нужно досконально разбираться в том, чем занимаешься.   

Во время этих поисков родилась идея делать нечто большее, чем просто мороженое. Подумали, что нужно людям, и решили войти в ритейл открытием собственной сети мороженных точек — так появились «33 пингвина». Пингвин считается самым чистым животным, кроме того, есть много видов пингвинов. Само число в речи часто обозначает «очень много»: 33 коровы, 33 заботы, 33 картины... Наше мороженое — тоже натуральное, чистое и имеет много видов, не меньше 33.

«33 пингвина» стали первой и единственной успешной отечественной франшизой в мире мороженого. Первые города — самые сложные; мы экспериментировали с видами кафе, с меню, с посудой. В итоге сформировался удачный бизнес-формат торговли качественным и эксклюзивным мороженым, до десяти квадратных метров в магазине, ритейле или зоне отдыха.

Мороженое — это бизнес-айсберг, серьёзное производство, в котором много составляющих. С созданием сети «33 пингвина» возникла масса вопросов: бренд, позиционирование, художественная подача. Но я люблю творческие задачи!

Наука франшизы

«33 пингвина» стали первой и единственной успешной отечественной франшизой в мире мороженого. Мы начали с Томска, затем были Новосибирск, Кемерово... Первые города — самые сложные; мы экспериментировали с видами кафе, с меню, с посудой. В итоге сформировался удачный бизнес-формат торговли качественным и эксклюзивным мороженым, до десяти квадратных метров в магазине, ритейле или зоне отдыха. Формат между большими кафе «Баскин Роббинс» и мелкими неорганизованными торговыми точками. Людям, которые покупают у нас франшизу «33 пингвина», не надо думать о продукте и о том, как его продавать — мы предоставляем всё: где брать, чем поливать и как правильно продавать. У нас есть исследовательская лаборатория, центр по обучению специалистов, операционная база. В общем, выжимка всего самого качественного, что можно сделать с мороженым в самом выгодном для бизнеса формате.

Продолжение следует...

___________________________________________

Комментарий эксперта
Наталья Антонова, экономист

Наталья Антонова экономист       
О франшизе
Сегодня на каждом шагу можно встретить такие известные товарные знаки как «Найки», «Кока-кола», «Макдоналдс». И все эти товары распространяются по миру с помощью франчайзинга — бизнес-отношений, при которых одна сторона (франчайзер) передаёт другой (франчайзи) право действовать от своего имени, использовать товарные знаки и бренды франчайзера за периодические отчисления — роялти (1-5 % выручки). Сторонами франчайзинга могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. 

Не так давно широкое распространение в России и в мире получила сеть американских ресторанов быстрого питания «Сабвэй», работающая по принципу франчайзинга. От Калининграда до Хабаровска использование франшизы «Сабвэй» приносит российским предпринимателям стабильный доход. 

Франчайзинг — это самая полезная льгота для начинающего предпринимателя: уже отработанные и оправдавшие себя технологии, возможность открыть собственное дело и снизить риски, гарантии поставок и множество других преимуществ.


Начало истории: 

Продолжение истории: