Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Эмоциональный интеллект как бизнес-навык: как развить, когда использовать

Эмоциональный интеллект как бизнес-навык: как развить, когда использовать

#личнаяэффективность

Мы часто слышим, что для успеха в бизнесе недостаточно быть ловким, умелым, интеллектуально развитым и хорошим профессионалом. Важны разнообразные навыки, и свою личностную сторону стоит развивать ничуть не меньше, чем компетенции специалиста. При помощи эксперта-психолога ЧесТнок взялся объяснить важность так называемого эмоционального интеллекта — навыка, который обсуждают и на страницах Harvard Business Review, и в кулуарах бизнес-конференций.

Что такое EI

Люди с развитым эмоциональным интеллектом вовсе необязательно агрессивны, излишне веселы или много удивляются. Также нельзя сказать, что у таких людей разум полностью побежден чувствами: обычно интеллектуальная деятельность у них не уступает эмоциональному чутью. По общепринятому определению эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность распознавать и контролировать желания, чувства и мотивацию (как собственные, так и других людей) и использовать эти знания для дальнейших действий, в том числе для работы. Иными словами, эмоциональный интеллект — это навык, который любой из нас может успешно развивать.


По словам Алдара Николаева, аспиранта факультета психологии МГУ и магистра факультета психологии НИУ ВШЭ, научное сообщество определяет EI как частную форму общего интеллекта, связанную с переработкой эмоциональной информации. Эмоциональная информация — это восприятие эмоций, которые стоят за выражениями лиц или особенностями речи других людей. Есть еще внутренние, более интуитивные, вещи: физические проявления эмоций вплоть до особенностей дыхания, сердцебиения и так далее. Изначально концепцию эмоционального интеллекта предложили три психолога: Питер Саловей (сейчас ректор Йельского университета), Джон Майер и Дэвид Карузо.

Среди психологов до сих пор нет единого понимания, что такое эмоции. Тем не менее, для работы с этой стороной личности регулярно предпринимаются попытки классифицировать и описать эмоции и их проявления. Концепция EI опирается на классификацию эмоций Роберта Плутчика.

EI принято разделять на четыре процесса, которые связаны между собой:

  •    Восприятие эмоций
  •    Анализ (понимание) эмоций
  •    Использование эмоций
  •    Управление эмоциями

Зачем нам нужен EI

Казалось бы, эмоции и бизнес далеки друг от друга как Занзибар от Камчатки. И все же это не совсем так. Например, качественно обслуживать клиентов может тот человек, который развил эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии: именно он способен по-настоящему разделить проблемы собеседника и рассмотреть его потребности. В лидерстве эмоциональная составляющая тоже незаменима — руководитель несет ответственность за мотивацию, правильную атмосферу в команде и эффективную работу сотрудников. Каждый, кто занимается осмысленной деятельностью, в том числе работой, знает на собственном опыте: мы добиваемся своих целей, демонстрируем чудеса продуктивности и перевыполняем KPI именно в комфортном эмоциональном состоянии. Решения же, принятые только на основании «разумных рассуждений», далеко не всегда совпадают с тем, чего мы на самом деле хотим.


Современные исследования демонстрируют, что зачастую эффективность компании (в том числе финансовые показатели) находится в прямой взаимосвязи с эмоциональным интеллектом руководителя. В среднем уровень развития EI у лидеров примерно на 20% выше, чем у рядовых сотрудников и менеджеров среднего звена.

Как развивать EI

По словам Алдара Николаева, в первую очередь важно часто попадать в ситуации, в которых необходимо обращать внимание на работу с эмоциями: благодаря им развивается эмоциональная компетентность.

Практика развития EI, в том числе тренинги, начинается с того, что людей учат называть свои эмоции. Оказывается, когда человек развивает способность распознавать и описывать словами то, что он испытывает в конкретный момент, это уже помогает ему лучше управлять эмоциями и контролировать их. На следующем этапе практикуются упражнения на каждый из компонентов эмоционального интеллекта. Среди них распознавание эмоций по фотографиям, анализ поведенческих ситуаций, контроль эмоций собеседника, рефлексия и другие. Медитативные практики тоже способствуют осознанности в этом отношении: доказано, что техники дыхания позволяют регулировать эмоциональные состояния.

Чтобы развивать EI, можно воспользоваться некоторыми методами:

  •    Почитать книжку: книги полезны тем, что передают понятийный аппарат и рассказывают истории, которые позволяют читателю испытывать эмоции и анализировать их. Многим этого вполне достаточно. Бизнес-литературу по теме эмоционального интеллекта можно найти, например, у издательсва «Манн, Иванов и Фербер».
  •    Пройти тренинг развития EI: под руководством наставника можно научиться действовать в моделируемых ситуациях, которые потом переносятся в реальную жизнь. Даже если эффект тренинга со временем ослабевает, после него остается опыт проработки навыка. Люди начинают иначе взаимодействовать с другими в повседневных ситуациях, получая обратную связь.
  •    Провести индивидуальную работу с терапевтом или бизнес-коучем, который разбирается в том, как развивать эмоциональный интеллект. Этот метод позволит проработать нужные способности, проанализировать ситуации и задать себе вопросы, которые научат обращать внимание на эмоциональную информацию и верно ее интерпретировать.