Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Санаторное лечение бизнеса

Санаторное лечение бизнеса

Дмитрий Богданов — профессионал, которого всегда привлекают сложные и нестандартные задачи. Разговаривая про опыт управления санаторием «Знание», Дмитрий тут же поделился несколькими интересными бизнес-идеями для внутреннего туризма и ещё раз подтвердил важное правило: тише едешь — дальше будешь! Главное — ехать уверенно.


В туризме — по воле случая

Я — бывший военный, рано вышел на пенсию по выслуге лет и ушёл в бизнес-плавание. Вообще, я занимаюсь бизнесом уже 17 лет! Но туристическую отрасль пришёл не сразу — помог случай. В то время у нас была юридическая компания, которая оказывала услуги в том числе и туристическим фирмам, санаториям. И вот один санаторий расплатился с нами путёвками. Надо же их как-то реализовывать! Вот тут я столкнулся с тем, что продавать путёвки никто, по большому счёту, и не умеет. Ну что делать? Решил заняться прожадами самостоятельно и открыл свою турфирму. А где туристический бизнес — там и реклама, и информационное сопровождение. Опять же решили, что своё рекламное агентство и журналы интереснее и выгоднее. Потом я задумался над вопросом качества продаваемых туров, ведь мои клиенты спрашивают у меня, какой санаторий лучше, какой тур выбрать. Как я могу быть на 100 % уверен, что предлагаю действительно хороший отдых? Стыдно продавать некачественные туры. Так я пришёл к тому, что надо самостоятельно формировать продукт, то есть заняться управлением отелями и гостиницами.


Сохранить старое, привнести новое 

Санаторий «Знание» — не первый мой опыт в этой сфере. Я, вообще, в управлении отелями с 2000 года. До санатория были гостиницы, отели, пансионаты, такие как «Шале-поляна» на Красной поляне, загородный отель «Старая мельница», пансионат-тысячник «Дагомыс», «пансионат Южный» и другие. Но с декабря 2011 года я стал генеральным директором санатория «Знание» и пока уходить не собираюсь. У санатория большая история. Он принадлежит обществу «Знание» и существует уже 41 год. В 2014 году мы приняли миллионного гостя. В этих стенах отдыхали лучшие умы страны, известные личности. Здесь есть преемственность поколений — многие приезжают к нам долгие годы, с детьми, а потом уже и с внуками. Я считаю, это здорово. Так что нашей главной задачей было, не потеряв историю и накопленный багаж, найти новые возможности развития.   

Думаю, нам это удалось. Я пришёл в санаторий со своим замом — большой команды не было, первый год мы даже не меняли никого из управленцев. До нас санаторий работал традиционно, то есть только в летний период как здравница: отработали лето и распустили всех в неоплачиваемый отпуск. Нам такая модель показалось слишком неэффективной, ведь невооружённым глазом видно: у санатория возможностей значительно больше.

Первое, что мы сделали, — перестроили бизнес-процессы. Мы допустили, что санаторий может работать не только как здравница, но и как гостиница, как пансионат, а значит функционировать целый год. Дальше мы занялись персоналом: внедрили стандарты обслуживания, определённый регламент работы, ввели обучение. После этого стали обновлять материально-техническую базу, ведь у санатория большое хозяйство.


Время перемен 

Конечно, всё это произошло не в первый год. Первые девять месяцев нашей работы мы присматривались, изучали ситуацию, общались с персоналом, гостями, разрабатывали программы и предложения на следующий год, анализировали хозяйство санатория, так сказать. Следует заметить, что в это время мы ничего не меняли: продали путёвки и стали работать, «по ходу пьесы» решая возникающие проблемы. Я выбрал такой путь, потому что считаю его самым верным. Мы не брали заёмные средства, не делали пафосные ремонты, но просчитали на несколько лет вперёд вектор нашего развития: качественные предложения, обеспечиваемые безукоризненной работой персонала санатория, обновление санатория и прилежащей территории, а в результате — лучший санаторий страны уровня «три звезды». Амбициозно? — Да. Но по-другому не интересно.

Второй год работы в санатории был годом глобальных перемен. Конечно, мы столкнулись и с непониманием, и с отрицанием нового, даже с мнением, что старая модель бизнеса существенно лучше наших нововведений. Однако польза от изменений (а, значит, и прибыль) не заставила себя ждать: конечно, выгоднее работать круглый год, а не несколько месяцев в году. Для этого нам пришлось стать лояльнее, гибче — у нас появился очень широкий перечень услуг. Мы стали работать не только как санаторий, но как пансионат, как отель для деловых людей и командировочных, как семейный отель. У нас можно проводить выездные конференции, например. Всё это позволило иметь нам большую загрузку — до 80 % — даже зимой.


Одна голова хорошо, а с партнёрами — лучше   

Также мы решили работать с туроператорами более открыто, привлекая их к совместной разработке сезонных предложений. А заодно мы решили формировать будущий сезон к середине текущего. Таким образом, к июню наши партнёры-туроператоры, во-первых, уже проработали с нами линейку программ, во-вторых, получили цены, предложения на следующий год, которые уже можно продавать. Такой принцип работы «сильно заранее» позволяет нам активнее действовать на рынке и загодя знать объёмы загрузки санатория.
Так у нас появились уникальные программы «Антистресс» и «Серебряный возраст». Первая программа создана специально для тех, кто работает, живёт в бешеном ритме, не успевает выспаться, хронически устаёт, то есть для всех нас. Эта программа позволяет в минимальные сроки поднять иммунитет, разбудить скрытые силы организма, снять стресс повседневной жизни. После неё как новенький! Кажется, что отдыхал полгода, а не несколько дней.   

Другая программа — «Серебряный возраст» — создана специально для людей старшего возраста. Это оздоровительная, омолаживающая программа.

Обучение во главе угла
Чтобы достигнуть наших амбициозных целей, нам, конечно, надо было в первую очередь «переформатировать» персонал — сделать его компетентным, грамотным, доброжелательным, высококвалифицированным. Для этого мы внедрили программы обучения. Учим мы всех и постоянно — два раза в год (весной и осенью) самым разным вещам: от стандартов обслуживания до правил действия в нестандартных ситуациях. Конечно, это и работа с новым оборудованием, с новыми компьютерными программами в том числе. Для мотивации персонала каждый год мы объявляем годом чего-нибудь позитивного. Прошлый год — год улыбки — улыбаемся всем и всегда, а год текущий — год тепла, внимания и заботы. Так мы напоминаем нашим сотрудникам базовые ценности обслуживания гостей.

Почему три лучше четырёх
Ну и, конечно, — хозяйство санатория, а это 9 гектаров территории! У нас есть парк, теплица, в которой мы выращиваем зелень для столовой, мы открыли бювет с чистой водой, построили большой комплекс открытых бассейнов и рядом зону отдыха с танцплощадкой, капитально реконструировали часть номерного фонда, сейчас потихоньку перестраиваем медицинский комплекс. Всё это наша долгосрочная программа по превращению санатория в лучший санаторий страны уровня «три звезды».

Меня многие спрашивают, почему мы не пытаемся поднять уровень санатория до  звезд. Скажу так: мы хотим быть самыми-самыми на уровне «три звезды», а не тащиться в хвосте и иметь четыре. Для нас «четыре звезды» — это ненужные понты, ощутимый уровень затрат, перестройка номеров, сужение рынка. Нам придётся увеличивать цены, чтобы была доходность. Зачем такие меры, если у нас итак всё хорошо? Мы уже имеем довольных гостей, благодаря которым к нам приезжают новые гости. Ведь лучшая реклама — это дружеская рекомендация!


О внутреннем туризме замолвите слово   

Такие рекомендации служат на благое дело развития внутреннего туризма. К сожалению, пока на государственном, федеральном уровне внутренний туризм не рекламируется активно, но внутри населения потихоньку растёт спрос на свои здравницы, туристические объекты. Например, по статистике прошлого года, Турцию в прошлом году посетило 3 млн человек из России, а Сочи — 4-5 млн. Всё это говорит о том, что у нас в стране набирает популярность внутренний туризм, в котором, конечно, много проблем, но все они со временем решаемы. По данным прошлого года, почти 40 млн человек путешествовали внутри России. Да, это колоссальная цифра, но она может стать ещё больше. Я считаю, что основная проблема — это неумение работать с информацией. Мы просто не знаем о нашей стране, об интересных местах, о хороших санаториях и здравницах, об интересных туристических маршрутах, например, по горам Кавказа, Алтая и Крыма, у нас мало говорят об активном отдыхе. Совершенно пришёл в упадок со времен Советского Союза речной круизный туризм — нужны новые комфортабельные корабли с продуманным предложением по отдыху и маршрутам. Конечно, развитию внутреннего туризма способствуют дешёвые авиаперелеты внутри России. Я считаю, что бизнес обязан способствовать развитию туризма и делового туризма по всей стране, а не только зарабатывать деньги. Ведь у нас есть что посмотреть в каждом регионе! Поэтому, в первую очередь, надо оглянуться по сторонам и понять, а что есть у тебя в регионе, рядышком? А что в соседнем? Ведь межрегиональный туризм — это и интересно, и недорого! В Австрии половина культурологического туризма страны строится на имени Моцарта: тут он жил, тут гулял, тут на лавочке посидел, на этот дом посмотрел — любое событие из жизни Моцарта превратилось в туристический объект. А у нас есть, например, прекрасная усадьба-музей Петра Чайковского в городе Водкинск. Почему она ещё не стала местом паломничества всех интересующихся музыкой со всего мира? А ведь Чайковский — самый исполняемый композитор в мире! Вот вам и бизнес-идея. У нас всё лежит под ногами — деньги, проекты, успех, признание. Мы просто лентяи.   

Или вот Крым. Сейчас в составе России появился замечательный туристический регион, про который все знают, который все любят. Волшебная природа, красивые места, панорамы, пейзажи. Но Крым застрял во времени на 23 года. Сейчас Крым — это туры а-ля «настроение ностальжи», ведь там долгие годы ничего не делалось, не менялось! На весь Крым порядка 35 хорошо отремонтированных санаторных объектов, а это, мягко говоря, «ни о чём»! Поэтому есть все предпосылки, чтобы в ближайшие пять-семь лет Крым резко рванул вперёд. Значит, для тех, кто хочет попробовать себя в туризме, есть прекрасная возможность попробовать войти в этот регион со своими идеями, проектами, инвестициями. Можно вкладываться в строительство и ремонты уже существующего фонда, но, поверьте мне, совершенно необязательно иметь большой капитал для старта, ведь можно начать с услуг, которых крайне не хватает в Крыму: спа, массажи, экскурсии, транспортная сфера, туризм, общепит, развлечения и квесты, активный отдых, сельское хозяйство, морские фермы. Можно находить местных партнёров, которые в курсе региональной специфики, и вместе с ними развиваться. Как говорится, было бы желание!

Резюмируя всё вышесказанное, я призываю не бросаться в бизнес оголтело, тщательно вынашивать свои бизнес-идеи, учиться у коллег-профессионалов, стараться использовать рационально то, что уже есть и, в первую очередь, смотреть по сторонам вокруг себя — зачастую мы просто не видим того, что находится у нас перед глазами.