Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Сергей Перевозников, "Эко-базар.рф": "Я чемпион по игре на мизере"

Сергей Перевозников, "Эко-базар.рф": "Я чемпион по игре на мизере"

У меня уже есть бизнес #эко #агробизнес

Сергей Перевозников, 50 лет, Иркутск.

Фермерское хозяйство и магазин «Эко-базар.рф», сельскохозяйственный кооператив «Ольхонский», проект «Народная сыроварня»

«Настоящий бизнес – это машина. Исправной машине всё равно, кто ей рулит. Она всегда в полной готовности. Я сяду и поеду, вы сядете и поедете. Она сама работает»

Досье:

Сергей Перевозников. Предприниматель из Иркутской области. Первые деньги научился зарабатывать еще при Перестройке. Сегодня Председатель сельхозкооператива «Ольхонский» занимающимся производством, переработкой и продажей сельхозпродукции неиндустриального производства в Иркутской области, на Байкале.

О стартовом капитале, которого хватило только на кожаную куртку, и других метаморфозах бизнеса в 90-е

Представиться за одну минуту? Отличный чувак! (смеется) Человек. Иркутянин. Сибиряк. Россиянин. И надеюсь, мое появление в этом мире не ухудшило атмосферу.

Для меня бизнес – это и способ заработать, и самореализация, и кайф, и интерес. Это многое. Жизнь.

«Как так сложилось?» – часто спрашивают меня журналисты (улыбается). Помните, фильм «Любовь и голуби»? «И как это случилось, что вы и я оказались здесь вместе? Под этим южным волшебным небом – как, Василий?!» (переходит на серьезный тон) На самом деле в 90-ых годах было много вынужденных предпринимателей. Заводы позакрывали, НИИ стали никому не нужны… Кто чем стал заниматься, чтобы жить. И в том числе.


Бизнесов у меня, наверное, штук семь было. Вот некоторые люди закончат институт и всю жизнь в одной тусовке. Я несколько раз кардинально менял направления. Появлялись другие мысли, другие люди, другие проекты. Иногда я встречаю человека и пытаюсь вспомнить, в какой жизни я с ним знаком. Транспорт? Строительство? Туризм? Колхозник?

Первые деньги я заработал еще в студенчестве. В железнодорожным институте учился, на инженера-электромеханика. А в свободное время мы реставрировали дома на КБЖД, для музея.

В 1990-м, когда я окончил вуз, на сберкнижке лежало 7 000 рублей. Огромные по тем времена деньжищи. Жигули тогда тысячи четыре стоили. Мог бы две машины купить. Но я потратил их на покупку коттеджа. Правда, тогда и слова такого не было – «коттедж». Был «благоустроенный дом с участком в Глазково». Мы с приятелем купили его вскладчину, напополам.

Через год я решил делать бизнес. Но в стране случилась шоковая терапия. Незадолго до этого я предложил приятелю купить мою долю в коттедже. Договорились на рассрочку, на полгода. И вдруг деньги обесценились! Когда приятель отдал мне последние 4 тысячи рублей, я пошел и купил на эти деньги польскую кожаную куртку. Чем жил? Начал работать в строительном бизнесе – набирал бригады, строили деревянные дома, дачи.

Никогда не любил торговлю, в силу воспитания. Но в 90-е коммерческие магазины открывались как грибы после дождя. А мы для них делали прилавки. Я со стройки переключился на мебельный бизнес: купил пилораму, одну, вторую, открыли цех. Наверное, половину торговых точек в Иркутске тогда обставили. До сих пор кое-где встречаю наши прилавки.

Я всё потерял, когда вступил в войну с так называемой «чеченской мафией». Считал себя крутым, но проиграл. Война – это игра с отрицательным результатом. Для обеих сторон. Теперь я это понимаю. Недавно я встретил одного из парней, с которыми конфликтовал. И у него, и у меня другая жизнь. Мы с ним сейчас даже за одним столом посидели. А тогда остался на нулях. После был короткий момент торговли. Что ни говори, но это самый быстрый способ заработать. Через несколько лет у меня появилась первая в Иркутске станция по замене масла.

Маршрутки я тоже держал, первые в Иркутске. Компания называлась «Ространсагентство». 36 микроавтобусов на линии, штат около 100 человек. Деньги на депозите в Инкомбанке – планировали купить одиннадцать машин Mercedes-Benz Sprinter. Перспективы – прекрасные. И, опа, 1998-ой год! Дефолт по нам прошелся. Банк умер. Признаю, я дефолт предчувствовал, но недооценил его масштаб. Маршрутки пришлось продать.

Снова «поднимался» на торговле. Мы вагонами возили металлопрокат в Иркутскую область и Бурятию. Прибыльный бизнес, но скучный. Со временем продал свою долю партнерам. Икал, что-то новое, интересное. Подался в туризм.

О туристических надеждах и разочаровании в большом, но всё-таки маленьком Байкале

Прибайкалье возлагает большие надежды на туризм. Скажу вам, что турбаза у нас окупается один раз – при ее продаже.


На Байкале большой туроперейтинг невозможен. Байкал для него слишком мал – с точки зрения географии, сезонности, спроса. Реально зарабатывать начнет тот, кто построит сеть однотипных гостиниц по всему берегу Байкала. Нас спасет только стандартное предложение. Оно удешевит продукт. И дорога тоже станет дешевле – появятся чартеры.

Стандартное предложение сделать сложно. Мало кто понимает эту тему. Люди зарабатывают на уровне владельца лавки. Этот бизнес нельзя назвать тиражируемым и управляемым - …

В течение пяти лет я возглавлял визитно-информационный центр «Байкалинфо». Построил базу отдыха «Имение Заречное», на Большом Байкале на берегу стремительной речки Бугульдейки. Но, как выше говорил, понял, что масштабный туроператорский бизнес здесь не построю. Сейчас у меня осталось только «Заречное». Турфирму продал. С новым собственником она работает до сих пор.

Визитно-информационный центр – это очень сложная бизнес-модель. Не только туристская компания, но еще и обширная информационная база данных по туруслугам, инфраструктурным объектам. Такие службы должно финансировать и развивать государство. Оно должно инвестировать в продвижение региона, его возможностей. Сейчас это пытается делать информационно-туристская служба города Иркутска.

Работая над проектом Байкалинфо, я понял, что сделать ВИЦ экономически эффективным бессмысленно, вся прибыль уходит в продвижение региона, а это не задача бизнеса, задача власти.

По уровню гостеприимства и продвижения Иркутская область проигрывает Бурятии. Что тоже сдерживает развитие туризма. Это мое частное мнение. Очень часто представители относятся к приему иностранных делегаций и вип-гостей как к рутинной работе. Многое делается «для галочки». А в Бурятии умеют устроить для гостей красочный праздник, с концертами, культурной программой. Если к ихнему подходу добавить иркутский профессионализм – будет бомба.

Как мы участвуем в выставках? Вкладываем огромные деньги в строительство стенда, а в Бурятии на эти же деньги шьют красочные национальные костюмы и настоящее шоу, дают почувствовать этнически колорит. У наших людей порой не хватает знаний и опыта, но вместо того, чтобы перенимать положительные тенденции, существующие в туризме и гостеприимстве у соседних регионов, они демонстрируют некомпетентность, замешанную на гордыне.

В иркутянах сильно еще имперское мышление. Нам постоянно твердят: « Иркутск – это центр Восточной Сибири, бывшей Иркутской губернии, история нашего края связана с Аляской и Русской Америкой, и так далее. Мы до сих пор живем былым «величием» и поэтому начинаем проигрывать соседям.

Я перестал заниматься туризмом, хотя мы набрали хорошие обороты, наверное, в тройку лидеров по региону вошли. Но нет у меня мечты пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет заниматься управлением маленькой фирмой, а большой туропераейтинг на Байкале быть не может. Кто-то от этого тащится. Кому-то «в кайф». Это образ жизни. Пожалуйста! Можно быть супер-ремесленником. Я такими даже восхищаюсь. Может быть, на пенсии буду строгать какую-нибудь икебану. Но сейчас у меня другие цели.

Настоящий бизнес – это машина. Кому нужна машина, которой приходится бесконечно заниматься? Которая заводится только после трех подсосов, трех ударов ногой в пол.. Зачем эти проблемы, решать которые может только владелец. Круче него никто не сделает? Но собственник – это не работник. Не нужно путать функции и всё «тащить на себе».

Многие боятся передать управление компанией человеку со стороны - вдруг развалится! У меня таких опасений нет. Главное в компании – не человек, не личность основателя или наемного руководителя. Главное – построенная система. Бизнес не должен зависеть от личности.

Человек может устать, обмануть, умереть… создать свое. А бизнес должен работать. Машине всё равно, кто ей рулит. Она в полной готовности. Я сяду и поеду. Вы сядете и поедете. Она сама работает. Если меня месяц не будет в городе, мой сегодняшний бизнес (магазин, сыроварня), будут работать. Может, с небольшим «затуханием». У нас тоже пока стадия отладки, не идеальная модель.


О фермерах, «выжимании максимума из мизера» и кооперации – модели, которая позволит играть по крупному

Я предприниматель в классическом представлении. Могу взять, придумать, предпринять, сделать, продать и даже закрыть. Несколько основанных мной проектов в Иркутске до сих пор работают. А фермерство – один из немногих бизнесов, где я веду затяжные и сложные бои на протяжении нескольких лет.

Фермером я стал в 2006 году. Купил землю и лошадей в Ольхонском районе, потом коров. Мне говорили, что в сельском хозяйстве денег нет, а в Сибири еще и сезонность – огромная проблема. Но не отговорили.


Я же чемпион по игре на мизере. Из обстоятельств я выжимаю, если не максимум, то много. Помню, на рынке тушу говядины принимали за 20-27 тысяч рублей. Я умудрялся продавать на 50-55 тысяч. Секрет? Переработка. Стал делать копченое мясо, колбасу и прочее. Продавал через интернет. Потом магазин экопродуктов открыли.

Но разве все фермеры должны быть чемпионами по выживанию? Мне кажется, человек должен спокойно, стабильно работать – неважно, фермером, хозяином магазина, начальником ресторана. А в России ты всё время играешь в азартную игру, на выживание. Так мы страну великой не сделаем. Ракет для истинного величия мало. Силовики, которые умеют только делить и отнимать, – это далеко не всё.

Но я понимаю, где я живу и смотрю на всё с улыбкой. И не строю защиту на отряде бухгалтеров и юристов. Бесполезные траты. Пример с Ходорковским меня окончательно убедил – это не поможет. Защита должна быть на первый удар, первый наезд. Защита от блицкрига, потому что ресурсы проверяющих и компании несопоставимы.

Непросто, но мы делаем. Сейчас в рамках проекта «Народной сыроварни» отрабатываем модель взаимовыгодной кооперации некрупных инвесторов и сельхозпроизводителей, создаем зонтичный бренд для продукции, производимой из сырья, выращенного в Байкальском регионе. Заработав некий имидж и деньги, мы можем идти далеко – за пределы региона и даже страны.

Здоровое питание – это хороший тренд, длинный. На нем можно зарабатывать. Хотя, скажу вам честно, я не понимаю, что такое «магазин здоровой еды». Что хорошо, а что плохо? Только на моей памяти сахар превращался из зла в благодать и обратно. То «пища мозга», то «белая смерть». Никто ничего достоверно не знает. А мы – жертвы пропаганды и маркетинга. Ешьте, что хочется – сало или варенье. Главное в меру. И меньше верьте этикеткам, больше тем – кто отвечает за качество и происхождение продуктов.

Покупатель доверяет местному производителю. В России традиционно была сильна своей, если можно так сказать, «соборностью» (хотя слово мне это не нравится). Но почти ее утратили. Кооперация, в том числе сельскохозяйственная, – это некая попытка возрождения. «Я местный. Я владею долей в бизнесе. Я произвожу продукты, и я потребляю свое, местное. Со временем мы и на экспорт будем нашу продукцию поставлять!» – надеюсь, так, с гордостью, мыслят, строят планы и верят в свои силы члены нашего сельхоз кооператива, пайщики сыроварни.

Планы у нас жесткие. И гибкие одновременно. Как пелось в одной песне, «всё идет по плану, но вариации возможны». И девиз наш, как у капитана Немо: «Подвижное в подвижном». Перефразирую: возможности используй, угроз избегай и действуй быстро. По стратегии.

Обязательно ли писать бизнес-план? Я в жизни их столько составил! Было время, когда я от этого просто «балдел».

А теперь понимаю, что процесс написания важнее самого документа. Обдумывав бизнес-план, четче видишь задачи и определяет конкретные ориентиры, ключевые показатели.

Главное в предпринимательстве — быть хорошим организатором, уметь слышать, ждать, терпеть и думать. Не тупо терпеть, а пробовать, править и верить в дело.


При подготовке материала частично использованы цитаты из блога Сергея Перевозникова (baikalsky-pers.livejournal.com)

Вдохновились нашей статьей и  решили стать предпринимателем? На странице "у меня нет бизнеса" вы найдете несколько полезных сервисов которые помогут сделать вам первый шаг. Дерзайте!

 
Сергей Перевозников
Сергей Перевозников, «Личный блог Сергея»