Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Арт-пространство как бизнес: 6 гипотез ЧесТнока

Арт-пространство как бизнес: 6 гипотез ЧесТнока

У меня нет бизнеса #бизнес-план #социальные проекты

Чтобы запустить жизнеспособный творческий кластер, недостаточно арендовать помещение и перекроить его в уютный лофт. Культурный клуб, альтернативная выставочная площадка, дизайн-резиденция — все это «штучный бизнес», успех которого в большей степени зависит от атмосферы пространства, чем от расположения или размера инвестиций.

ЧесТнок собрал шесть предпринимательских гипотез об арт-пространствах и попросил экспертов их прокомментировать. Мы обратились к тем, кто давно стоит у руля успешных проектов с яркой концепцией: это Андрей Хегай, креативный продюсер «Scandinavia Club», Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика», и Михаил Григорьев, директор торгово-выставочного пространства «Revoлюция» в Иркутстке.

Гипотеза 1

Арт-пространство — это про идею и создание атмосферы. Если твоя цель — только прибыль, проще открыть пиццерию по франшизе.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Безусловно, арт-пространство — в первую очередь, про атмосферу, идею или субкультуру. Возможно, самые близкие аналогии — джаз-клуб из «Ла-ла-лэнда» или знаменитый питерский бар «1703» на Лиговском. Прибыль в этом случае, конечно, дело второе: такие места очень сложно тиражировать, в отличие от пиццерии или кофейни, которые продают понятный и несложный в приготовлении продукт с доступными ингредиентами.

У нас все начиналось с кино — в другом месте и без какой-то особенной цели. Просто скандинавское кино каждый четверг. В 2013 году я познакомился с будущим партнером, и мы подумали, что открыть хостел, совмещенный с неким арт-пространством под заголовком «Scandinavia Club» — это идея на миллион. Постепенно идея с хостелом отжила свое, чему я очень рад.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Арт-пространство точно про идею, это аксиома. Наша идея заключалась в создании чего-то нового. Сначала были только шоурумы на первом этаже, на второй этаж не было даже лестницы. Первым арт-действом был аудио/видео проект UNTITLED Игоря Малкина. После этого стало понятно, что можно продолжать в том же духе.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Все так. Открывая «арт-пространство» (что бы под этим ни подразумевалось), ты делаешь то, что интересно и ценно лично для тебя. Но чтобы место стало живым и люди пришли за вашими услугами, в нем должна быть создана комфортная для них атмосфера. Не просто столики-диванчики и кофе — должна чувствоваться идея места, его специфика.

Гипотеза 2

Арт-пространство может заработать исключительно на аренде.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Раньше мы считали, что сдача пространства в аренду — наш главный хлеб и нужно делать упор именно на этом. Но в 2015 году мы начали вплотную заниматься организацией собственных мероприятий, и ситуация изменилась. Если в 2014 году доля услуги «Клуб в аренду под частное мероприятие» занимала около 80% от оборота, то на данный момент это порядка 35-40%, и львиная доля оборота — это наши собственные мероприятия плюс онлайн-контент и курсы.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Пространство не может быть только арендным бизнесом, оно в первую очередь должно генерировать события и получать финансовую отдачу от всего вместе.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Когда я стала директором Фабрики, то поняла, что некоторые площадки простаивают и было бы здорово это исправить. В течение пяти лет сформировался основной костяк арендаторов. Но аренда — не единственный источник дохода. Можно открыть бар или кафе, продавать произведения искусства, сделать магазин дизайнерских продуктов. Во многих странах такие пространства существуют на гранты, но даже это не отменяет необходимости зарабатывать на жизнь.

Гипотеза 3

Чтобы арт-пространство выстрелило, у него должен быть узкий профиль или особенная фишка. Например, фокус на образовательные проекты или наличие ресторана в концепции заведения.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Да, безусловно, разрабатывая идею нового пространства, нужно очень хорошо представлять аудиторию и продукт, ей адресованный. Нам было невероятно сложно на первых порах, потому что субкультуры под условным названием «скандинавофил» в России не существует. Есть отдельные группы любителей кино, музыки, языков. Поэтому мы проводим большую работу по консолидации этих небольших групп, адресуя им самый разный контент и форматы: от Дня коричной булочки и Муми-маркета до спецкурсов шведского языка и онлайн-курсов исландского языка.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Думаю, это точно помогает. У пространства должен быть тот или иной главный вектор, желательно труднокопируемый.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Арт-кластеры в основном стараются придерживаться какого-то одного направления — собирать аудиторию из дизайнеров, архитекторов или художников, деятелей кино и телевидения, — но в его рамках все же существует достаточная свобода. Например, на Фабрике нам важен сам процесс творчества, и не столь важно, будет ли это творчеством художника, мастера по спецэффектам в кино или дизайнера мебели. К тому же, в современном мире границы часто размываются.

Но если у тебя клуб или концертный зал, галерея или выставочное пространство, думаю, лучше действительно выбрать свое направление и сфокусироваться на нем.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Не ждите, что ваше арт-пространство сразу заинтересует большое число людей. Прежде всего, это должно быть интересно вам. Да, поначалу народ будет приходить за счет эффекта новизны, но это лишь первые полгода. Затем начнется долгая работа по привлечению людей.

Гипотеза 4

Арт-пространству не нужно вкладываться в собственный бренд и рекламу. Главное — находить медийных гостей или участников.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Нет, тут не так дело обстоит. Наоборот — бренд должен быть мощным, а гости и участники должны его усиливать.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — С точностью до наоборот! Никакой именитый гость сам по себе не принесет славы пространству, в котором он появится один раз. Разве что вы подчеркнете, что именно вы пригласили такого прекрасного гостя, осознанно, в рамках своих вкусов и предпочтений. Вообще, пиарить нужно именно свои проекты, гостевые дают короткий и одноразовый эффект.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Вкладываться нужно скорее, не в рекламу, а в интересный и качественный продукт с фишкой. Если он действительно хорош, то слава о нем разлетится по сети, и тратиться на продвижение не придется.

Авторитетные и медийные спикеры — совсем небольшая часть нашей программы. Аудитория следует за ними на любые площадки, но очень редко возвращается на мероприятия, которые мы делаем самостоятельно со сторонними спикерами-скандинавистами. И это абсолютно нормально.

Гипотеза 5

Самое важное для арт-пространства — правильное расположение на карте города.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Нет, как правило кластеры находятся не в лучших местах. Но если добираться удобно, то это точно не помеха.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Это зависит от вида деятельности. Если вы живете на продажи билетов и нуждаетесь в широкой аудитории, то да, вам нужны Тверская, Остоженка, границы Садового кольца. Если у вас ателье художников, где они трудятся в уединении и хотят тишины и рабочей атмосферы, то нужно уже какое-то удаление от суеты. А если вы нацелены на работу с локальными сообществами, вашими соседями, то ваше пространство может быть расположено и в Перово, и в Выхино, ведь там людям тоже хочется культурного отдыха!

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Перед открытием мы сильно переживали, что от метро до клуба — 15 минут пешком, что вокруг никаких релевантных пространств, только «Пятерочка» и хинкальная, что никто в такую даль не будет ездить, что рядом храм, куда каждые выходные выстраиваются огромные очереди из паломников и где все заставлено машинами. Но по прошествии четырех лет все сомнения о «неправильной» локации развеялись.

Гипотеза 6

Арт-пространству лучше стать частью крупного креативного кластера (например, «Artplay»), чем попытаться самому стать таким кластером.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Думаю, что, став частью большого арт-кластера, маленькое пространство только выиграет. Тот же «Artplay» делится своим трафиком, сразу же появляется куча полезных знакомств и коллабораций, всегда можно стать частью местного фестиваля, продумать программу скидок для гостей соседних заведений и так далее.

Год назад мы рассматривали возможность переезда на «Арму» и «Artplay», но, увы, арендные ставки в таких местах слишком высоки для маленьких и независимых. Хотя, наверное, они со временем окупаются другими нематериальными преимуществами.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Если вы чувствуете, что это место для вас дружественно и органично, — то да, скорее соглашусь.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Artplay крутые, но существование других успешных проектов показывает, что становиться их частью необязательно. Можно и самим стать крутыми.



СВЕТЛАНА ПИЧУГИНА
Автор, редактор