Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Как превратить музыку в продукт: Опыт Артема Палевича

Как превратить музыку в продукт: Опыт Артема Палевича

У меня нет бизнеса #шоу-бизнес

Артем Палевич — продюсер, менеджер по поиску музыкантов (A&R) и концертный агент. В 2015 году вместе с коллегами запустил проект Transistor Show: команда организует с нуля запись концертов в необычных местах и продвигает видео на YouTube. Кроме того, Артем — менеджер по артистам в проекте Melody компании Treesare, организатор живого музыкального сопровождения забегов «Московского Марафона» и ведущий образовательного канала «Музыка: инструкция по применению» в Телеграме.

«Все эти проекты связывает идея представления музыки с точки зрения рынка, — говорит Артем. — Музыку можно воспринимать как продукт искусства или сферы культуры, как творчество, как самовыражение конкретной личности, но все это не предполагает ориентирования на слушателя. А с нашей помощью начинают работать все бизнес-правила: подключается маркетинг, каналы доставки и прочие инструменты».

Специально для ЧесТнока Артем объяснил, как устроено музыкальное производство, как завоевать доверие аудитории и чему учиться будущему продюсеру.

Vol. 1 Hit the road, Jack
Чего ждать от музыкального рынка

Доминирующую часть доходов на музыкальном рынке современной России занимает концертная деятельность и работа, связанная с применением авторских прав, — например, использование музыки в рекламе или кино. На рынке есть сильные игроки, которые работают еще с 1990 годов, и при этом практически нет профильного образования, которое готовило бы кадровую смену. В результате сегодняшний музыкальный рынок России полон пробелов со стороны бизнес-структуры. Продюсеры, юристы по авторскому праву, менеджеры групп, музыкальные маркетологи — все они в огромном дефиците, особенно по сравнению с количеством действующих музыкантов и артистов.

Мне всегда нравилась музыка, я хотел ей заниматься, и я ухватился за эту возможность: поставил целью обеспечить административную поддержку артистам, раскрыть их рыночный потенциал.

Если хочешь зарабатывать в этой области, будь готов, что очень многое придется делать самому. Музыкальная индустрия в России стремительно меняется, пополняется новыми лицами и практиками. Есть прецеденты, когда люди достигали очень впечатляющих результатов в короткий срок — короткий по меркам любого другого бизнеса. Но пробелы, о которых я говорил, приводят к тому, что нужно быть либо специалистом очень широкого профиля, особенно в управлении проектами, либо уметь объяснять исполнителям из других областей специфику работы музыкального рынка.

Vol. 2 Thunder, feel the thunder
Как развивать личный бренд

Одна из особенностей работы в музыкальной среде — необходимость быть экспертом хотя бы в одной узкой области. Ставя свое имя рядом с продуктом, ты показываешь, что берешь на себя ответственность за конечный результат. Поэтому я просто рассказываю обо всех своих проектах, успехах. Иногда — о неудачах. На своих личных страницах стараюсь делиться опытом с подписчиками. Это повышает доверие и интерес со стороны аудитории, потребителей музыки. Проекты становятся чуть более личными, и это позволяет рассказывать истории, которые люди так любят.

Одна из ключевых коммуникационных линий — канал «Музыка: инструкция по применению» в Телеграме. Он стал моим экспериментом в области интернет-маркетинга. Мне нравится пробовать разные формы подачи контента, перебирать способы привлекать подписчиков, получать обратную связь. В тот момент я был увлечен самообразованием, находил много новой информации, и хотелось куда-то ее выкладывать, публиковать конспекты, чтобы они не пропали. С другой стороны, мне было интересно поэкспериментировать с маркетинговыми инструментами. Сейчас канал успешно развивается.

К слову, отчасти узнаваемости помог один из моих ранних проектов — джем-сессии «Джем Гуд». Они давали возможность поиграть с новыми музыкантами и попробовать себя в импровизации, способствовали расширению связей внутри индустрии, выполняя функцию творческого нетворкинга.

Сейчас джемов в Москве немало, но пять лет назад их почти не было. Помню, мы узнали про джемы Игоря Муллера, но «SQUAT-cafe», где они проводились, закрылось, и ходить стало некуда. Тогда мы с гитаристом Романом Ориненко решили делать свои джемы с ориентацией на слушателей, чтобы показать людям, что живая импровизация – это интересно.

Многим музыкантам, заходившим к нам на «Джем Гуд», нравилось, и они становились постоянными участниками. Например, так вышло с Анной Ворфоломеевой – она пришла к нам выступить в составе группы Young Adults, а в итоге стала нашей постоянной вокалисткой. Сейчас она успешно развивает сольную карьеру.

Vol. 3 Band On A Run
Миссия: инвестировать в музыку

В проекте Transistor Show мы организуем и снимаем концерты в необычных местах. Наша команда уже выпустила пилотный сезон, который включает восемь получасовых эпизодов. Среди них есть панк-концерт на боксерском ринге, выступление джазового квинтета в кулинарной мастерской, акустический концерт на ферме с животными и другие.

Идея концертов в непривычных условиях пришла ко мне в 2015 году. Я находился в поисках проектов и обсуждал эту идею с коллегами и знакомыми, в том числе с режиссером-постановщиком Борисом Ландиком. Он к тому времени успел постажироваться как оператор в США, вернулся в Москву, снял несколько видеоклипов. Борис предложил свое видение того, как идею можно реализовать в форме видеопродукта, и сказал, что готов участвовать.

К работе над звуком мы подключили Treesare Music Company — в издательстве были люди, получившие опыт работы с кинозвуком. Так собралась команда, и оставалось решить вопрос с монетизацией. Мы рассудили, что создаем уникальный, смелый видеоконтент, и ничто не мешает нам делать это для заказчиков из бизнеса. Клиенты могут использовать наш продукт для рекламы своего бренда. Своей миссией и задачей-максимум в этом деле мы поставили привлечение инвестиций в музыкальную среду.

Vol. 4 Money, Money, Money
Математика продакшна

Съемка нескольких пилотных эпизодов обошлась нам почти в полмиллиона рублей. Было необходимо начать работу именно со съемки пилотов, так как концепция не имеет аналогов в России, да и во всем мире.

Пилотные эпизоды мы отсняли за свои деньги. Мне повезло найти партнеров, которые согласились разделить со мной эти инвестиции. Позже мы получили ряд заказов на организацию концертов в московских офисах крупных компаний, но формально проект еще не достиг окупаемости.

Производство одного двадцати-тридцатиминутного эпизода занимает около двух месяцев. Алгоритм следующий:

  1. Составляем техническое задание вместе с заказчиком;

  2. Находим артиста по его требованиям;

  3. Согласовываем технические моменты, назначаем дату съемки;

  4. В назначенный день проводим концерт, после чего отправляем видео и звук на монтаж;

  5. Склеиваем черновую версию, обсуждаем ее внутри команды, иногда отправляем на доработку.

Ключевой показатель — окупаемость. Пока работа имеет проектный характер: оборот и прибыль считается не по месяцам, а по проекту. Срок жизни — несколько недель. Затраты на производство пилотных серий составили от 20 до 300 тысяч рублей за серию — в зависимости от площадок и специфики музыки. Мы выступаем в роли агентов между артистами и заказчиками, поэтому включаем в стоимость работ свое вознаграждение в размере 10% от затрат на производство (которые вполне справедливо отражают сложность проекта).

Vol. 5 I’m sitting on top of the world
Мост между музыкой и бизнесом

Мы нашли пустую нишу — то, что сейчас модно называть словосочетанием «голубой океан». Стало понятно, что наша компетенция позволяет соединять музыкантов, которые хотят зарабатывать, и компании, которым для продвижения нужен музыкальный контент. Создание рабочей бизнес-модели в секторе, в котором нет других игроков, само по себе является очень сильной мотивацией для работы.

Мы плотно работаем с представителями заказчика, от начала до момента релиза. Важно, что они могут наблюдать процесс изнутри. В сегменте b2b важно представлять себе ожидания заказчика, подстраиваться под них. Стоимость довольно высока, производство занимает несколько недель, и нередко в процессе работы заказчики могут начать сомневаться. Все их замечания обсуждаются внутри команды, и мы находим способы найти качественную альтернативу.


Если говорить о конкурентах, то можно упомянуть несколько интересных команд, которые работают в России, например, международный Sofar Sounds и проект «Свои», которые снимают концерты в студии. Но мы не считаем их прямыми конкурентами, потому что у нас разные цели. Они доносят музыку групп до слушателей, а мы стремимся наводить мосты между музыкантами и бизнесом, а еще лучше —  становиться таким мостом.

Vol. 6 Can’t stop
Чему учиться будущему продюсеру

Работа в области музыкального менеджмента и продюсирования требует компетенции в различных областях. Тут работает и психология, и маркетинг, и юриспруденция, и журналистика, и многое другое. Когда я выбирал свой путь, предпочел поступить в Московский городской педагогический университет на специальность «Психология». После окончания расширял знания, был слушателем факультативов Высшей школы экономики по курсу защиты интеллектуальной собственности, музыковедения, плюс проходил несколько курсов по искусству на портале Coursera.

Приходится регулярно обновлять знания: следить за изменениями в индустрии, читать и смотреть различные интервью, ленты, выступления с конференций, печатные материалы. Базовым образованием ограничиться нельзя. Нужно перенимать мировой опыт и практики других рынков, сопоставлять с музыкальным сектором. Нужно следить, чем живет индустрия, потому что привычки потребления музыки за последние десятилетия менялись очень стремительно.

Образовательных ресурсов очень много, и я каждый день нахожу что-то интересное. Для этого я и создал канал в Телеграме – чтобы не потерять ссылки на полезные ресурсы и не заблудиться в них. Мне очень нравятся проекты Бориса Суворова: сайт UpSound.org и их подкаст «Артистология», а также встречи взаимодействия InSimple Алекса Николаева.

Вообще советую не пренебрегать тусовкой – больше ходить на джемы, бесплатные концерты, открытые встречи и нетворкинги. Для регулярного заработка в музыке возьмите пару мастер-классов по менеджменту проектов и прочтите учебник «Основы Маркетинга» Котлера – этого достаточно, чтобы начать оценивать музыку как рыночный продукт.




АЛЕКСЕЙ САМОЙЛОВИЧ
Специальный корреспондент