Откройте
расчётный счёт
в надёжном банке
Открыть счет
  • — открытие счета
  • — платежи до конца года
  • — 3 месяца ведения счета
  • — интернет и мобильный банк
Открыть счет
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Нанимать и увольнять: HR для чайников

Нанимать и увольнять: HR для чайников

У меня нет бизнеса #hr
ЧесТнок публикует интервью с Оксаной Гончаровой, владелицей кадрового агентства Human Result, которое работает и с крупными компаниями, и со стартапами. Мы поговорили о том, как предпринимателю найти сотрудников, как в случае необходимости избавиться от них и когда нужна помощь профессионального HR-менеджера.

— Что стартаперу нужно знать об управлении персоналом?

— Малый бизнес очень зависит от того, какие люди его делают. Молодым компаниям как раз нужны HR-специалисты: необходимо подбирать грамотных людей, которые смогут загореться и вдохновиться идеей малого бизнеса. Это трудно: часто опытные и востребованные специалисты опасаются переходить из крупной компании в стартап. При этом многие хотят делать то, что никто еще не делал — быть первопроходцем и лидером.


Важно и то, в какую компанию вы ищете сотрудника. Например, в IT-стартапах очень важна организационная составляющая, маркетинговым проектам часто не хватает финансовой дисциплины. Кассовые разрывы — бич многих начинающих бизнесменов. Специалистов, которые будут решать актуальные проблемы, найти не всегда легко.


— Представим, что я амбициозный стартапер. Я смогу сам себе найти в команду единомышленников, которые согласятся работать на меня сутками?

— Единомышленников — безусловно сможешь найти сам, а вот сотрудников — не факт. У меня было много компаний-клиентов, которые росли стихийно, привлекая к работе друзей, друзей друзей и родственников. Все было весело и хорошо до момента, когда вставал вопрос об эффективности. Как только это происходило, возникла потребность в негативной обратной связи, а иногда и в увольнении. А как ты уволишь своих друзей, которые вместе с тобой мечтают о великом будущем компании?


Здесь есть опасность: своих знакомых проще всего привлечь и сложнее всего выгнать. Не все увлеченные люди могут эффективно работать: многие не умеют переводить свое восхищение в измеряемые результаты. Тогда у собственника возникает ощущение, что дело идет: вы разговариваете, страстно обсуждаете планы и проекты, но работа как таковая не делается.


Это одна из стадий развития предпринимательского мышления: в один момент ты понимаешь, что сам можешь сделать многое, но не все. Есть выбор — сделать самому (и куча времени уходит на вникание в тему) или найти деньги, чтобы это сделали специалисты (они с этим справятся быстрее и, скорее всего, качественнее).


Сотрудничество стартапа с кадровым агентством, во-первых, — сигнал для кандидата о том, что компания достаточно стабильна, раз может позволить себе услуги других компаний. Во-вторых, зачастую профессиональный HR может помочь сформировать систему мотивации. В-третьих, кадровое агентство возьмет на себя отсеивание тех кандидатов, которых работа в молодой компании не зажигает.


— А как быть стартаперу, если он вынужден уволить кого-то из сотрудников? Понятно, что «по статье» это сделать сложно.

— Это правда. Даже чтобы доказать, что человек не прошел испытательный срок, нужно оформить кучу документов и бумаг. Каждый раз придется фиксировать распоряжения, с которыми сотрудник не справился, в письменном виде. После испытательного срока увольнение становится еще сложнее.

Когда вы понимаете, что человек не подходит вашей компании, лучше сказать ему правду. Я еще не видела ни одного сотрудника, который боролся бы за место под солнцем в стартапе и ходил бы в суд с требованием восстановить его на работе. Люди обычно прекрасно понимают, что работают в компании с высокими финансовыми рисками и что брать с нее нечего. Если же такой человек начнет судиться (и тратить на суды свои деньги, время и силы), есть вероятность, что компания разорится — и ему просто некуда будет возвращаться. Таких коварных скандалистов я не встречала.


Всегда сложно увольнять кого-то в первый раз. Прощаясь с сотрудником, важно быть честным и открытым, а еще помнить, что ты не лишаешь его последнего куска хлеба, а просто отпускаешь, потому что порознь вам будет лучше. У него появится возможность найти работу мечты, где он приживется, а у тебя будет шанс найти более эффективного сотрудника. Никаких сложностей, кроме моральных мучений, в этом нет.


— А к тебе обращались с просьбой помочь с увольнением?

— Да, такое бывало в тех случаях, когда стартаперам было страшно это делать самостоятельно. Я участвовала в переговорах, чтобы облегчить процесс. Здесь важно, чтобы диалог не перешел в стадию взаимных обвинений, а остался бы конструктивным и уважительным. Иными словами, я выступала фасилитатором. Я готовила клиента к тому, как правильно формулировать мысли об увольнении, затем “успокаивала” уволенного сотрудника. Если это ценный соискатель, я предлагала ему другие варианты трудоустройства.


Недавно в соцсетях прошел флешмоб #меняневзяли: он классный, потому что демонстрирует, что увольнение или отказ в трудоустройстве — совсем не конец света. Такое происходило едва ли не с каждым из нас, но всякий раз это шло на пользу. Правильный вывод такой: раз уж тебя туда не взяли, значит, тебе это не было нужно.