Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Даниил Бродович, TalkToChief: "Обскакали Google — и поняли, что не всесильны". Часть 2

Даниил Бродович, TalkToChief: "Обскакали Google — и поняли, что не всесильны". Часть 2

У меня уже есть бизнес #консалтинг #мобильныеприложения #бизнесзарубежом
Даниил Бродович, создатель консультационного сервиса TalkToChef для людей, увлеченных кулинарией, рассказал ЧесТноку о своем предпринимательском пути. Первую часть интервью читайте здесь, а в этом тексте речь пойдет о том, как Даниил и его команда выдержали конкуренцию с Google и трансформировали свою идею из B2C в B2B-модель.

TalkToChef— онлайн-сервис для так называемых фуди, людей, которые любят готовить и есть. На сайте любой человек может поговорить с профессиональным шеф-поваром и получить нужные подсказки для приготовления того или иного блюда. Нужно указать свои предпочтения по кухне, языку и образу жизни, и система подберет шефа по фильтрам, готового общаться онлайн прямо сейчас. Платить не обязательно — но сайт сразу рекомендует посетителю оставить мнение о шефе и оценить его работу добровольным гонораром. Так что общение в видео-чате выгодно и самим поварам. Создатели сервиса получают комиссию в размере 15% от суммы гонорара.

— Даниил, расскажите о ваших конкурентах.
— Несколько лет назад Google запустил продукт, аналогичный нашему: можно было заказать Skype-консультацию с любым экспертом. Проект назывался Google Helpouts и сопровождался отличной PR-кампанией: за очень короткое время в Google привлекли к этой теме внимание. С ними готовы были сотрудничать тысячи экспертов. После анонса этого продукта мы решили, что нам конец, потому что в нашу нишу зашел такой гигант. Когда же Google выкатил продукт, мы очень обрадовались: они выпустили по сути копию нашего продукта, но в версии 1.0. А у нас в то время уже была готова версия 3.0, более совершенная и очищенная от ненужного функционала.



Одной из их опций был «заказ сессии с экспертом», который нужно делать заранее. Это неудобно и эксперту, и пользователю, потому что мы живем в очень динамичном мире, у нас полно проблем, и нам трудно планировать время наперед, чтобы решить насущный вопрос. Наверное, мы готовы заранее записываться к врачу, может, к юристу, но не более того. Во многих случаях проще воспользоваться поисковиком или посмотреть видео на Youtube, чем записываться на онлайн-консультацию за несколько дней.

Наша же технология предполагает противоположное. Мы предлагаем пользователю звонить сразу, ответив на три простых вопроса. После этого мы за три минуты. находим эксперта в нужной области и с подходящей квалификацией. Тот эксперт, у которого сейчас есть свободные 15-20 минут, желание получить небольшой гонорар, а заодно и хороший отзыв о своей экспертизе, принимает этот звонок. Оперативность — главная проблема аналогичных сервисов, и мы ее решили.

Google порядка полугода экспериментировал с этой концепцией и в итоге закрыл проект. Их негативный опыт сыграл нам на руку: мы поняли, что нельзя слишком быстро распыляться на все сферы, потому что нам не хватит ни сил, ни знаний, а каждое новое направление нужно подробно прорабатывать и исследовать. И неважно, насколько гениальны мы сами, наши сотрудники и партнеры, тем более что мы работаем на непредсказуемом американском рынке. Нужно сначала достичь экспертного уровня в чем-то одном, и уже потом эту экспертизу распространять на следующую область, где можно применить тот же навык, технологию и всё, что угодно. Если же ты в своем бизнесе достиг лишь уверенно любительского уровня, то когда ты расширяешься, ты останешься просто хорошим любителем. Так что те люди, которые сфокусированы на своих нишах, тебя превзойдут и будут делать свой бизнес лучше, чем ты. Профессионализм очень важен.

— Итак, вы обскакали Google. Очень круто.
Да, но при этом осознали, что и сами не всесильны. В каждом конкретном направлении есть своя специфика. Каждая вертикаль требует правильной продажи продукта; везде должны быть люди, которые будут как локомотивы толкать это направление вперед. Тогда продукт будет востребован и экспертами, и пользователями. Это огромная работа.

Мы постепенно перешли с модной на тот момент модели marketplace, на которой работают Airbnb, Uber и другие гиганты, на модель B2B. Нам намного выгоднее предоставлять свои технологии тем компаниям, у которых уже есть клиенты и эксперты, но нет технологий для развития такого направления. Мы позволяем компаниям значительно увеличить качество предоставляемых клиентам услуг, и заработать либо напрямую, либо опосредованно. У компаний появляется серьезное конкурентное преимущество — дистанционная помощь экспертов в любое время. Это экономит время и ресурсы клиентов.



Сейчас мы активно работаем активно в США, и у нас есть две основных модели: если мы взаимодействуем с небольшой компанией, то входим в нее как технологические инвесторы. Если же компания крупная и работает давно, она просто лицензирует нашу технологию.

— А как это может выглядеть на конкретном примере?
— Например, оказалось, что в сфере образования есть рынок объемом около миллиарда долларов. В США, как и везде, есть студенты, которые заболели, загуляли или еще по какой-то причине отстали по программе. Часто бывает, что в итоге их отчисляют, и им не удается окончить колледж или университет. И таких студентов немало — около 10% от общего числа.

Как оказалось, университетам выгоднее иметь репетиторов и психологов, к которым студенты могут в любой момент обратиться за помощью. В таком случае вероятность, что студент останется учиться в университете и продолжит платить за обучение, куда выше. 10% отчисленных студентов — это миллионы долларов финансовых потерь учебных заведений. Наши технологии показали, что в большинстве случаев студенты переживают не в тот момент, когда находятся в кампусе, а тогда, когда приходят домой. Когда они делают домашнее задание, готовятся к семинарам, и у них возникают какие-то проблемы, беспокойство, ощущение, что они ничего не знают, то они могут получить консультацию эксперта. Таким образом, с помощью нашей технологии один из американских университетов снижает количество отчисленных студентов. А мы даже не знали раньше, что такие рынки существуют.