Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Где взять деньги на старт: Опыт героев ЧесТнока

Где взять деньги на старт: Опыт героев ЧесТнока

У меня нет бизнеса #стартовыйкапитал

Искать и оценивать бизнес-идеи мы с вами уже научились. Теперь разберемся, где искать стартовый капитал. Слово друзьям ЧесТнока — молодым предпринимателям. 

 

1.      Используйте собственные накопления

 

Очевидный и наиболее сложный способ для тех, кто опасается брать в долг. Чтобы накопить, недостаточно иметь регулярный доход, мощный стимул и понятную цель: без навыка финансового самоконтроля вы далеко не продвинетесь. Развить его помогут приложения учета расходов (первый пункт в джентльменском наборе будущего предпринимателя), а также старые-добрые психологические лайфхаки: брать с собой наличку, а не карты; не ходить по магазинам на голодный желудок; вообще не ходить по магазинам и прочие. 

Так поступили:

Виктор Скуратов, сеть кофеен и цехов обжарки Skuratov

Антон Феникс, агентство «Свадебный десант»

Алексей и Антон Сердюковы, первый сервис здорового фастфуда «ЯТакЕм» 

Важно:

Еще до запуска дела начните вести учет личных финансов

Продумайте формат ведения бухгалтерии

  

2.      Займите у друга или родственника

 


В бизнес-среде первые и самые благожелательные источники финансирования проходят под аббревиатурой FFF: family, friends, fools. C семьей и друзьями понятно: изучаем с пристрастием генеалогическое древо, штудируем список друзей в социальных сетях. А «безумцы» кто? Это «инвесторы из любопытства», хронические спонсоры краудфандинговых проектов, азартные мечтатели и просто филантропы. На наш взгляд, благословенная публика.  

Так поступили:

Роман Романенко, барбершоп Genesis

Алена Подгорная, бренд лаконичной одежды so.simple.store

Олег Федченко, сеть кафе-мороженых «33 пингвина»

 

Важно:

Сформулируйте вашу бизнес-идею в нескольких простых словах

Обсудите и задокументируйте условия участия 

 

3.      Участвуйте в конкурсах и грантах

 

Гранты, то есть субсидии малому бизнесу на безвозмездной основе, предоставляет государство (через министерства, центры поддержки предпринимательства, комитеты и госфонды), а также частные инвесторы и фонды. Само собой, идти в фонд с бизнес-планом на салфетке бессмысленно: нужна «прогруженная» на 100% идея, строго соответствующая критериям конкурса. 

Так поступили:

Никита Никишкин, компания по раздельному сбору мусора «Чистое дело»

Никита Михалев, компания по сбору вторичного сырья «Чистая планета» 

Важно:

Изучите принципы ведения финансового учета: фонды требуют отчетности

Научитесь рассказывать о компании и продукте 

 

4.      Найдите инвестора или бизнес-ангела

 


Чтобы найти инвестора, надо думать как инвестор. Он ищет проект, который в перспективе сможет генерировать ему пассивный доход, вкладывает средства, чтобы приумножить их. Помогите ему увидеть будущее: проработайте прозрачный и реалистичный бизнес-план.  

 

Так поступили:

Маша Ходыкина, квест Lock-Clock

Александр Донской, «Музей иллюзий» и музей «Точка Джи»

Сергей Перевозников, хозяйственный кооператив «Ольхонский» и магазин «Эко-базар.рф»

 

Важно:

Разберитесь в собственном бизнесе

Научитесь убедительно выступать

Подготовьте сильную презентацию 

 

5.      Возьмите кредит в банке

 

Для банка «сырой» стартапер — сомнительный кредитор. Получить щадящий процент реально, пожалуй, только под залог недвижимости. Друзья ЧесТнока рекомендуют прибегать к помощи банков, когда бизнес уже достаточно окрепнет, и в один голос призывают диверсифицировать вложения, то есть использовать разные инструменты инвестирования.

 

Так поступили:

Диляра Трошагина, компания по производству полимерных композиционных материалов для кабельной промышленности «Полигран»

Ахмед Шадиев, производство рыбьей кожи Shadi

Олег Федченко, сеть кафе-мороженых «33 пингвина»  

 

Важно:

Научитесь строить отношения с банком

Если покупаете франшизу, узнайте, с каким банком работает франчайзер

Будьте готовы к отказу 

 

6.      Используйте краудфандинг 

 


Самое сложное в краундфандинге — рассказать аудитории историю несуществующего пока продукта, которая ее зацепит. Как предупреждает Юрий Лисов, ведущий менеджер проектов Boomstarter и автор блога Crowdhunters, собирать деньги на бизнес на краудфандинговых прощадках — плохая идея: никто не захочет финансировать аренду офиса, оформление юрлица и найм уборщицы. А вот просить на конкретный продукт — идея годная, особенно если он яркий, понятный и очевидно сделает жизнь проще.

 

Так поступили:

Никита Никишкин, компания по раздельному сбору мусора «Чистое дело»

Гузель Санжапова, производство меда в Малом Турыше

Елена Харламова, вязаные шапки «Простошапка»

 

Важно:

Прокачивайте эмоциональный интеллект, чтобы лучше понимать потребности людей

Создавайте честный социальный бизнес