Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Как найти и оценить бизнес-идею

Как найти и оценить бизнес-идею

У меня нет бизнеса

Почему-то в России «мутить бизнес» любят больше, чем «открывать дело» или «запускать стартап». Но можно ли «замутить» что-то хорошее и действительно полезное — вопрос. Бизнесмен Игорь Дубинников, педагог Стартап Академии Московской школы управления Сколково и куратор проекта «Прокачай свой бизнес», считает, что классное дело — такое, о котором не стыдно написать на собственной могильной плите. Это бизнес-история, в которой вы были максимально полезны и органичны. Как же найти идею для такой истории — и как понять, что она сработает? 

«Подруга открыла магазин, открою-ка и я» — плохой импульс для старта. «Надо подкачаться, открою-ка качалку» — тоже. «Построим завод, а там разберемся, как слить продукцию» — пожалуй, еще хуже.  

Смиритесь с тем, что на три тысячи бизнес-идей приходится только триста достойных. Лишь девять будут воплощены в реальных продуктах, и только один выстрелит. Но чтобы это произошло, вам придется придумать, собрать, подсмотреть все три тысячи — иначе никак. Возьмите за правило записывать все: в телефон, тетрадь, на карточки, в специальные приложения. И не переживайте — идеи повсюду. Надо просто быть начеку. 

 

Девять способов найти бизнес-идею

 

1.      Столкнуться с проблемой — найти решение — построить бизнес. Именно так появился бренд Pampers: его создателю надоело стирать пеленки, и он придумал подгузники. Потенциально любая решенная проблема — бизнес.

2.      Преобразовать наемную работу в бизнес. Возможно, уйдя из компании, вы сможете заработать своими навыками больше. 

3.      Коммерциализировать свои разработки. Почитайте историю Nestlé, начавшуюся с изобретения заменителя грудного молока. 

4.      Найти, скопировать и адаптировать идею. Привет, Telegram и ВКонтакте! Подсматривайте бизнес-модели в путешествиях, фотографируйте, снимайте на видео. Самые трендовые штуки доходят до нас с Запада с опозданием — успейте поймать перспективную историю.  

5.      Преобразовать хобби в бизнес — самый счастливый расклад. Прежде чем основать крупнейшую консалтинговую компанию McKinsey & Company, Джеймс О. Маккинзи много лет консультировал «по любви». 

6.      Найти партнера с идеей. В информационном мире можно связаться с любым человеком на планете — из восьми миллиардов обязательно найдется тот, кто поможет решить вашу проблему. Создатель сети Subway шел к партнеру за деньгами на обучение в колледже — с мечтой открыть сеть закусочных после выпуска. «Вот деньги, открывай сейчас» — сказал партнер.

Не стесняйтесь делиться идеями с друзьями и близкими — возможно, кто-то из них уже готов вас поддержать. Плюс такие «питчи» — хороший способ перепроверки идей. 

7.      Купить готовый бизнес или франшизу. Вы получаете готовую технологию, от которой впоследствии сможете оттолкнуться. Между прочим, Макдоналдс начинался именно с франшизы. 

8.      Осознайте важную тенденцию — и оседлайте ее. Вдохновляйтесь примером Дэниэла Чжана, директора Alibaba, который вовремя подсмотрел в командировке интернет — и сделал на него ставку в Китае.  

9.      Удачно ошибиться. Виагра изначально тестировалась как средство от давления. Просто подумайте об этом.  

 

Как оценить идею: чек-лист

 

Каждую серьезную идею из вашей копилки прогоните через этот вопросник. Будьте честны с собой. 

1.      Понятна ли идея? Чтобы это проверить, возьмите лист бумаги и попробуйте описать ее тринадцатью словами (можно меньше). Прозрачная идея укладывается в четкое, емкое описание. 

2.      Можно ли ее реализовать? Существуют ли необходимые технологии? А личностно — потянете ли вы такой бизнес, способны ли вы на него? 

3.      Нужно ли это рынку? Оцените трезво спрос и преимущества вашего продукта. Протестируйте на близких, киньте клич в соцсетях, пообщайтесь с потенциальными клиентами. 

4.      Выгодно ли это? Вопрос экономической целесообразности — ключевой в предпринимательстве. Если прибыль невелика, браться за дело не стоит. 

5.      Хочу ли я этим заниматься? Не только здесь и сейчас, но и следующие десять лет? Готов ли я выбить логотип своей компании на могильной плите? 

6.      Нужен ли я этому? Неочевидный вопрос, который часто упускают при оценке. Подумайте, в какой роли вы выступите в собственном бизнесе? На старте предприниматель и гендиректор, и грузчик, и швец, и жнец, но вот компания выросла — кто вы теперь? Продажник? Технолог? Простой инженер и собственник? Если точного ответа нет, возможно, будущие сотрудники разберутся и без вас. 

Вообще личность основателя — естественное ограничение для любой бизнес-системы. Поэтому так важно быть осознанным и разобраться с личными стратегиями еще на начальной стадии. Любая неопределенность впоследствии непременно транслируется на бизнес и может повредить ему. 

Все люди — так или иначе предприниматели, уверен Игорь Дубинников. Разница между «житейским предпринимателем» и профессионалом — как между любителем фитнеса и профессиональным спортсменом. Делая выбор, будьте честны с собой, и все получится. 

Не «мутите бизнес» — занимайтесь своим делом!

Домашнее задание 

Представьте, что вы неожиданно получили в наследство 18 миллионов долларов. Вы уволились или закрыли свой бизнес — это условие завещателя. Ответьте быстро на 3 вопроса:

1) Чему вы будете учиться год, если вам не нужно будет работать? 

2) Девять миллионов долларов из наследства нужно инвестировать во что-то полезное для людей. Во что вы инвестируете? 

3) На жизнь у вас осталось еще девять миллионов долларов. Чем вы займетесь, как будете жить?

4) Чем вы занимаетесь сейчас? 

Если ответы совпадают, поздравляем: вы занимаетесь своим делом. Если нет, подумайте, как достичь гармонии, — и будьте готовы к открытиям.