HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Почему вашему стартапу не нужен PR Почему вашему стартапу не нужен PR У меня нет бизнеса #pr

Поздравляем: вы придумали суперидею и запустили стартап. Вы хотите поведать о нем миру и привлекаете к раскрутке пиарщика. Но прежде, чем это сделать, мы советуем вам остановиться и еще раз подумать. Скорее всего, вашему стартапу не нужен PR.  Ксения Рабинович, руководитель отдела маркетинга и PR приложения “Кошелек” и автор телеграм-канала "сообщает Рабинович" расскажет вам, почему.

ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ PR

Для ряда стартаперов PR — просто еще одна модная аббревиатура. Компании нанимают пиарщиков, а через месяц увольняют их из-за того, что те не повышают продажи. В их понимании нанятый специалист — дармоед и идиот, который сутками сидит в соцсетях и постоянно с кем-то общается.


Но работа PR-специалиста — не продажи, не реклама и даже не функции пресс-атташе.

PR-специалист ― менеджер. Он занимается тем, что управляет взаимодействием вашей компании с группами общественности (теми, кому вы интересны, и теми, кто интересен вам). И инструмент этого взаимодействия ― коммуникация, то самое общение, которым ваш специалист и занимается.

PR-специалист должен понять, какие группы общественности будут для вас целевыми, определить для каждой из них сообщение, выбрать подходящие для их трансляции  каналы (СМИ, форумы, соцсети...) и выстроить процесс общения с каждой из выбранных групп.

Ваш PR-специалист формирует социальные сети (в прямом смысле: представьте социальный граф, паутинку из контактов) и связи: он строит эффективное общение, которое приводит к решению бизнес-задач и выступает лишь одним из инструментом для достижения ваших целей. А вот нужно ли это вам на вашем этапе развития — совсем другой вопрос.


ВАМ РАНО ПИАРИТЬСЯ
 

Как создатель бизнеса вы уверены в гениальности своей идеи и точно знаете, что она «выстрелит». Но к сожалению (или же к счастью?) на рынке ежедневно появляются сотни подобных проектов. Все они — «совершенно новые», «прорывные», «инновационные» и, скорее всего, даже «меняющие мир». Выделиться из списка таких «конкурентов» в борьбе за место на газетной полосе непросто. Кроме того, журналисты редко предоставляют место на той самой вожделенной полосе проекту, который исчезнет раньше, чем выйдет статья о нем.


Не каждому проекту нужно продвижение. Вам не нужен пиарщик, если ваш стартап совсем «сырой»: вы только тестируете гипотезы, разрабатываете альфа-версию продукта и лишь готовитесь к продажам. PR на данном этапе — лишь бессмысленное вложение денег. Лучше потратить их на создание прототипа или на дополнительный кофе для ваших разработчиков.


ВАМ НУЖЕН НЕ PR
 

Когда генеральный директор нанимает PR-специалиста, он ждет решения всех своих проблем: «Вот появится в компании пиарщик — и заживем». Продажи полетят. Инвесторы накинутся на компанию и подерутся за нее, как голодные собаки дерутся за сахарную косточку. Конверсии вырастут в разы. Стартап взлетит и получит космическую монетизацию. Но когда вы идете к стоматологу, вы не ждете, что он сделает вам новую прическу или сошьет костюм. А от PR-специалиста почему-то ждут волшебства.


PR — лишь часть комплекса маркетинговых коммуникаций. Когда вы размещаете рекламу, вы платите за площадку, публикуете рекламное сообщение и сразу же отслеживаете его эффективность. PR-статья может выйти без ссылки на ваш сайт, может не вызвать большого резонанса и может не принести установок приложения. Но со временем она повлияет на восприятие вашей компании, ее имидж, экспертность первого лица. А все это, в свою очередь, повлияет и на продажи, и на конверсии, и на удовлетворенность клиентов, и на успешность бизнеса.

Не ждите от нанятого PR-специалиста продаж и моментального влияния на прибыль. Если эти показатели стоят в списке KPI на ближайшие пару месяцев, лучше наймите маркетолога, который займется привлечением и удержанием клиентов, или опытного продажника.

ВЫ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ ПИАРЩИКУ
 

Когда амбициозный основатель компании встречается с PR-специалистом, он часто заявляет: «Я знаю о компании всё, я знаю, что мне нужно и потому я знаю, что вы будете делать». Современные менеджеры — очень умные и разносторонне развитые специалисты. Они разбираются и в экономической стороне вопроса, и в технологиях, и в психологии, и даже в продвижении. С одной стороны, это большой плюс. С другой — большая проблема.


Современные владельцы бизнеса нанимают PR-менеджеров и боятся делегировать полномочия. В итоге сотрудничество оказывается неэффективным. По итогам испытательного срока владелец бизнеса считает, что пиарщик ничего не сделал, а PR-менеджер считает работу потерей времени и разочаровывается в компании.

Когда вы нанимаете специалиста по продвижению, вы должны рискнуть и довериться сотруднику  — иначе зачем тратить на него время и деньги?

Вы нанимаете на работу квалифицированного пиарщика. Да, вы лучше знаете свою компанию и прожили с ней уже несколько месяцев или лет, но вы не обладаете стопроцентной компетентностью в области функциональных обязанностей нанимаемого специалиста. Разрешите ему принимать решения. Позвольте сотруднику выполнять его работу — или не нанимайте его вовсе.

PR — действенное лекарство, но необходимое далеко не каждому пациенту. У PR есть целый ряд противопоказаний, и перед его применением стоит проконсультироваться со специалистом.

Но если после моей колонки вы все еще уверены, что вам нужен PR, я не буду вас отговаривать. Принимать лекарство или нет? Финальный выбор остается за вами.

Ксения Рабинович
Автор телеграм-канала "сообщает Рабинович"
PR — действенное лекарство, но необходимое далеко не каждому пациенту.