HR
PR
SMM
Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Как правильно общаться с коллегами и партнерами по бизнесу в мессенджерах и социальных сетях? Как правильно общаться с коллегами и партнерами по бизнесу в мессенджерах и социальных сетях?

Валентина Евтюхина, автор Телеграм-канала Digital Eva, специалист по коммуникациям:

Последний год я посвятила Телеграму больше времени, чем ребенку, друзьям, отдыху и социальным сетям. Теперь это и мой личный блог о диджитал-маркетинге, и работа, и друзья в открытых и закрытых чатах, и профессиональная тусовка, и прямой выход на лидеров мнений и еще много всего полезного. Моя история уникальна тем, что я одновременно выступаю и как вопрошающий (стучусь в личку к журналистам, например) и как отвечающий (мне каждый день сыпятся вопросы и запросы по партнерству с моим каналом). Поэтому расскажу вам о всех ошибках, которые вы могли допустить в social media коммуникациях. В этом материале мой личный опыт, опыт других авторов каналов и некоторые случаи из открытых чатов, которые также важно разобрать.

Текст вдохновлен постом про “Социальные нормы в оцифрованном обществе”.

Приведенные примеры касаются чатов в мессенджере, но они легко масштабируются на любую коммуникацию в интернете -- общение в чатах, комментариях и даже по электронной почте.

Итак, первое, что нам всем необходимо уже на рефлекторном уровне -- это гуглить.


Пожалуйста, гуглите!


Я заметила, что не звоню и не пишу людям с вопросами на общие темы вроде “Сколько метров глубина Байкала?” потому что на такие вопросы ответ найдется в интернете за полсекунды. А вот если мне необходимо мнение специалиста в конкретной области, или обсудить какую-то ситуацию, вот тогда я пишу/звоню друзьям и знакомым. Мы перестали нести в себе информацию, отдав это бремя поисковикам и интернету. Но мы стали носителями мнения, отношения и точки зрения относительно этой информации. Поэтому всё, что можно найти в гугле, должно искаться в гугле.


Писать, а не звонить



В какой-то момент мелодия звонка уступила место по важности звукам от входящих сообщений из соцсетей и мессенджеров, а теперь еще и цифровому индикатору уведомлений, по которому легко определить какой push тебя ждет. Мы перестали звонить по мелочам, потому что всегда можно написать и не отвлекать человека. Пусть ответит когда ему будет удобно, мне же не срочно. Звонки остались для неотложных дел и вопросов жизни и смерти, для всего остального есть мессенджеры. И это прекрасно.


Представься, друг



Если вы хотите узнать мнение незнакомого (скорее всего известного в медийной среде) человека относительно ситуации или проекта, не поленитесь предоставить достаточно информации, чтобы он из одного вашего сообщения понял суть вопроса, суть проекта/ситуации, положение дел на данный момент, альтернативные точки зрения. Это минимум, который необходим, чтобы вы оба сразу перешли к деловому обсуждению, без необходимости тратить свое и чужое время на уточнения и дополнительные вопросы.


Не просите разрешения задать вопрос, просто задавайте его



Я не знаю, сталкивались ли вы с подобной ситуацией, но у меня она происходит постоянно. Люди приходят ко мне в личные сообщения (не важно в каком мессенджере), пишут одно сообщение - “Здравствуйте, можно вопрос?” и пропадают. Может пройти день, месяц, год, я случайно наткнусь на это сообщение, но, понятное дело, актуальность его уже будет потеряна. Переписка в чате это не телефонный разговор, поэтому переписка в чате подразумевает общение сквозь время -- вы задаете вопрос когда вам удобно, человек отвечает на него, когда появится свободное время.


Прочитал - ответь



Благодаря новой маркировке сообщений мы видим - прочитал человек наше сообщение или нет. А еще мы видим, когда он пишет ответ или наговаривает аудиосообщение, или отправляет файл. Благодаря этому мы понимаем, что происходит в данный момент по ту сторону экрана. Мы даже можем предсказывать действия другого человека - напишет он после прочтения или позвонит. Это накладывает некую ответственность на получателя, ведь если отправитель видит, что я прочитал его сообщение, он ждет моего ответа. Поэтому очень часто я не открываю диалог если знаю, что не будет возможности сразу написать ответ.



На ты или на вы?



Многие спотыкаются об эту дилемму, когда собираются написать человеку в личные сообщения. Кажется, что вот вы в фейсбуке комментировали посты друг друга, общались в чате на профессиональные темы, и,вроде как, заочно уже знакомы. Но дает ли такое знакомство право обращаться к человеку на “ты” в личной переписке?


Если вы затрудняетесь с выбором обращения, но должны написать первым, то лучше выбрать обращение на “вы” при условии, что с этим человеком раньше не было никаких переписок, пусть даже косвенных (в общем чате, в комментариях к постам в соцсетях и так далее). Затем, поняв, что человеку комфортно обращаться более неформально, просто уточните этот момент: “Не против, если на “ты”?”

Мне, в силу воспитания, достаточно сложно общаться на равных с людьми старшего возраста, поэтому я часто им “выкаю”, даже если они со мной на “ты”. Кстати, Артемий Лебедев считает, что интернет -- это пространство исключительно неформального общения, и объясняет, почему “вы” всегда пишется с маленькой буквы.


Это лишь несколько моментов из реальной жизни. Но если представить, как будут меняться социальные нормы с более глубоким внедрением технологий? Британский сценарист и режиссер Чарли Брукер уже представил и даже снял про это сериал - “Черное зеркало”. Пока вышло три сезона, четвертый обещают в этом году. Сериал не для впечатлительных и каждая серия требует объективного скептицизма, но он того стоит.