Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Доверяй, не проверяй: научитесь делегировать задачи

Доверяй, не проверяй: научитесь делегировать задачи

У меня уже есть бизнес #управлениепроектами

Если ваш малый бизнес работает не первый день, и вы уже обзавелись командой сотрудников, которым доверяете, советы ЧесТнока о правильном делегировании обязанностей будут вам очень кстати.

1) Перестаньте все взвалить на себя. Делегировать нужно обязательно: задачи, полномочия, даже ответственные решения. Если вы перфекционист (а среди предпринимателей таких много), это может быть особенно сложно. Часто нам кажется, что лучше нас самих никто не справится с работой. Стремиться к безупречности нужно, но стоит отдавать себе отчет в том, что идеал на то и идеал, что достигают его крайне редко. Помните принцип Парето? 80% усилий приносят 20% результата — и наоборот. Кроме того, если брать все на себя, очень скоро закончатся и силы, и задор, которые нужны для решения любых задач малого предпринимателя. Определите, какие вопросы требуют вашего непосредственного участия, а какие можно безболезненно передать коллегам. Лучше оставить для себя только главные стратегические задачи развития компании. Например, бюджетное планирование нового отчетного периода может быть задачей руководителя, а подготовку проектной презентации для крупного заказчика стоит поручить молодому специалисту.  

2) Используйте талант каждого. Ваша команда (если она правильно подобрана, и в ней существует адекватная система мотивации) — ваша сила. Каждый сотрудник обладает своим набором деловых качеств и компетенций. Очень здорово, если вы распределяете задачи, руководствуясь тем, в чем талантливы ваши люди. Например, один из коллег очень любит системность, построение диаграмм и работу в Excel, а другой — творческая натура, которой хорошо удаются слоганы и неожиданные решения конфликтных ситуаций с клиентами. Если учитывать эти особенности, можно порой поразиться качеством и результативностью делегирования. Помните: людей вдохновляют не только деньги и отношения в коллективе, но и уровень задач, которые им предлагает решить руководство. Как правило, чем они будут сложнее, тем интереснее работать. Здоровая мотивация повышает эффективность работы и ее качество. 

3) Учитесь правильно ставить задачи. Можно руководствоваться принципом SMART (всякая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и иметь срок выполнения). Соблюдая это простое правило, вы обезопасите себя от ошибок и срыва дедлайнов. Старайтесь всегда быть в доступе для тех, кому что-то делегировали: бывает, что нужно уточнить подробности задачи, а это существенно влияет на ее выполнение. Наконец, четко формулируйте результат, который вы хотите видеть на выходе. Можно переспросить коллегу, правильно ли он понял, что от него требуется. Допустим, в вашем дизайн-бюро появилась задача сверстать макет плаката для городского праздника. Недавно нанятый дизайнер получил эту задачу, но в процессе работы хочет уточнить, правильно ли он понял ваши замечания по стилю. Постарайтесь быть открытым к вопросам и уточнениям: много времени это не займет, а результат, скорее всего, будет соответствовать вашим ожиданиям.

4) Не мешайте сотрудникам работать. Если вы делегировали задачу, делегируйте и ответственность за ее выполнение. Не теребите коллег, требуя промежуточных итогов: это скорее усложнит весь процесс, чем повысит эффективность. Если задача все-таки нуждается в регулярном контроле, обсудите это с исполнителем на этапе постановки цели. Тогда ваше любопытство ни для кого не будет сюрпризом. 

5) Доверяйте специалистам. По мере того, как ваш бизнес развивается, могут требоваться новые компетенции для выполнения свежих задач (или усложненных старых). В этом случае вы, скорее всего, наймете сотрудников, которые обладают нужными навыками, ведь вы не можете уметь делать все Например, вы руководите event-агентством, которое организует деловые мероприятия с современным оборудованием. Все тонкости работы новых цифровых экранов вы не знаете, но берете в команду техника, который умеет настраивать оборудование и управлять им. Он получает задачу подготовить мероприятие с технической точки зрения, а вы просто проверяете результат. 


6) Создавайте проектные команды. Комплексные и крупные задачи можно распределить между несколькими сотрудниками. Так у задачи появится проектная команда, в которой каждый несет ответственность за свою часть работы, но все стараются ради общего результата. Это тоже положительно сказывается на мотивации — как новичков, так и опытных коллег. Здесь может понадобиться дополнительный контроль, но не исключено, что эффективность выполнения задачи превзойдет ваши ожидания.

Примите тот факт, что сделать все самому просто нереально! Делегирование поможет вам заниматься тем, что действительно может решить исключительно руководитель, а эффективность компании при правильном распределении задач будет только расти.



Анастасия Орлова