Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Подводные камни семейного бизнеса

Подводные камни семейного бизнеса

У меня уже есть бизнес #команда
Walmart, Samsung, Ford, Ferrero, Auchan – семейные компании. Сейчас ими управляют наследники тех, кто основал их в XX веке.  Вне зависимости от того, хотите ли вы открыть производство сложного технического оборудования или пекарню у дома, вы надеетесь на успех крупных компаний. А пока в распоряжении только рабочая сила, которая трудится практически на голом энтузиазме и без выходных, – члены семьи.

Какие подводные камни  ожидают молодую компанию, если в ней работают родственники? О препятствиях семейному бизнесу – далее.

1. Распределите обязанности
Часто семейный бизнес рождается внезапно и пренебрегает формальностями. Если отец пригласил сына помочь с открытием магазина, вряд ли тот попросит оформить трудовой договор. По умолчанию отец старше, значит главный, сын – на подмоге.

Как поступить? Заранее распределите обязанности, лучше письменно: кто занимается закупками, кто поиском новых клиентов, кто продвижением в интернете. Пусть поначалу у каждого будет много функций: в одном сотруднике маркетолог, бухгалтер и специалист по продажам. Со временем сможете делегировать новым сотрудникам. Главное, чтобы не осталось сфер, которыми занимаются все и одновременно никто. Если такие окажутся, скорее всего, они будут слабыми местами вашей компании.

2. Нанимайте профессионалов
Родственников приглашают поучаствовать в бизнесе, потому что с ними давно знакомы. Кажется, что лучше пригласить троюродную сестру с дипломом бухгалтера, чем искать нового человека. Она ведь – своя. Но сестра, возможно, всю жизнь мечтала стать флористом, в бухгалтерии разбирается плохо и к совершенству учета товарно-материальных ценностей не стремится. Ей будет сложно отказаться – родственники пригласили, а работа не будет приносить ни удовольствия ей, ни пользы вам.

Как поступить? При найме сотрудников старайтесь быть объективными. Не берите в команду только потому, что давно знакомы. Родственник должен разбираться в том, что вы ему поручили.

3. Разделите финансы
Владельцы небольших компаний часто инвестируют свои деньги в развитие бизнеса. Личные и рабочие финансы превращаются в один доходно-расходный поток, который в случае необходимости сложно разделить.

Как поступить?  Чтобы знать, кто и сколько вложил в бизнес и разъединить семейный и рабочий бюджет, откройте отдельный счет для семейного пользования и отдельный – для компании.

4. Следите за временем
Находясь рядом большую часть дня, вы можете обсуждать закупку нового оборудования и утренник у детей, но помните: договоренности, установленные за семейным ужином, имеют меньшую силу, чем те, что были приняты в течение рабочего дня.

Как поступить? Разграничьте личное и рабочее время. Условьтесь, что дома, на выходных и во время отпуска вы не обсуждаете работу. Иногда эту договоренность придется нарушать – ничего страшного: предупредите, что хотите задать рабочий вопрос, посвятите ему несколько минут, а затем переключайтесь обратно к семейным делам. Главное – установить правило, чтобы разговоры о работе за ужином были только редким его нарушением.

5. Контролируйте эмоции
Эмоции сложно сдерживать. Работая в офисе, в конфликтной ситуации вы аргументируете свое несогласие или промолчите, а вечером дома пожалуетесь близким на злого начальники и глупых подчиненных. В семейном бизнесе кажется, что негатив можно выразить сразу и в полной мере – вас ничего не сдерживает, ведь близкий человек все поймет и вы помиритесь. Но это не так.

Как поступить? Распределив рабочее и домашнее время, старайтесь не выходить из роли. Муж-партнер по бизнесу и муж в растянутом свитере и домашних тапочках – это разные люди. С первым обсудите, что не так и как это можно исправить. Второму, пожалуетесь вечером, что устали и пора съездить в отпуск.

А вот несколько примеров семейных пар, которые не побоялись открыть свое дело и не прогадали. 

Евгения и Егор, «Любовь с акцентом», агентство по организации свадеб в Грузии
   

Евгения: «У меня большой опыт работы в маркетинге и организации мероприятий, шесть лет опыта проведения свадеб в России, Италии, Греции и Грузии. Творчество – часть моей жизни, и основным моим делом стало творчество в тандеме с мужем – Егором Матасовым.  

Егор всегда был увлечен фотографией: учился, пробовал себя во всех жанрах, искал свой стиль. Мне нравилось помогать ему, активно участвовать в съемках. Одно время мы увлеклись food-фотографией, где я выступала стилистом. Наши работы нравились и нас приглашали в рестораны. Именно это привело меня к идее организации свадеб. Нас пригласили работать в свадебное агентство в Греции, на остров Крит. Владельцу агентства приглянулись стиль и качество работы, а нам безумно понравилась Греция.

С той свадьбы прошло больше шести лет, а я все так же обожаю свою работу и всех ребят, которые приходят к нам с мечтой. Теперь мы в Грузии. Было непросто приехать в новую страну, привыкнуть к менталитету, узнать местный рынок и научиться работать с тем, что есть. С каждым годом мы все тверже стоим на ногах.

Егор – человек-объектив. Смотрю на него и не понимаю, откуда у него хватает сил и энергии столько снимать. Он мастер на все руки: сделал сайт, верстает карточки для рассадки, много помогает в организационных вопросах. В общем, незаменимый человек в моей жизни и жизни агентства”.

Егор: “Мы проводим не меньше четырех свадеб в месяц, в сезон намного больше. Приезжают пары из разных стран: России, Грузии, Казахстана, Ливана... Собрали команду из шести человек. Наш проект как ребенок. Женя – мама агентства, я – отец”.

Наталья и Дмитрий, Art&Wine, организация винных дегустаций

Наталья: “У нас творческий проект Art & Wine, объединяющий в себе вино и живопись. Мы организуем арт-дегустации – в одном мероприятии мы дегустируем вино и рисуем картины. Он существует более двух лет. В месяц мы проводим порядка 10 плановых мастер-классов, плюс корпоративные и частные дегустации. Сотрудничаем с крупными компаниями: Сбербанк, ВТБ, Роснефть, KIA, MARS, организовали более 400 мероприятий. А до этого мы полгода жили в Таиланде, потом вернулись в Россию. И однажды знакомая пригласила нас на дегустацию”.

Дмитрий: “Моя бывшая коллега подарила мне приглашение на дегустацию. Идея существовала и до этого – тогда мы открывали художественную мастерскую, и на первом занятии одна девушка сказала: “Было бы неплохо рисовать с бокалом вина!”. Но тогда мы не понимали, как это сделать: было знание, но не хватало воображения”.

Наталья: “Все началось с того, что мы уехали в Таиланд и открыли студию там! Мы встретили друзей, которые сказали: “Классно было бы порисовать!” На тот момент на острове еще не было ничего похожего. И мы стали организовывать мастер-классы по рисованию”.

Дмитрий: “Мы приезжали на байке с кучей материалов в рюкзаке, обустраивали пространство, а люди приходили на площадку, с которой было видно море и скалы, садились и рисовали вместе с ведущим”.

Наталья: “Раньше я была руководителем, у меня в подчинении было много людей — я занималась разработкой стратегий повышения эффективности, внедряла KPI. Но потом поняла, что для женщины такие критерии разрушительны. Мне важно делать бизнес для души, выстраивать отношения и создавать вдохновляющую атмосферу. Бизнес должен приносить деньги, быть эффективным, да, но женский путь – это движение за интуицией, и доверие к себе”.

Дмитрий: “Думаю, для мужчины в работе самое главное – это смелость и самоотдача. Бывает так, что человек бросается в дело, но не знает, чего по-настоящему ищет. Страх есть всегда. Поэтому нужна поддержка: принимая смелые решения, хочется знать, что у тебя есть кто-то, кто скажет, что все получится”.
       

Дарья Офицерова