Подписка

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежие новости

Региональные особенности: эко-бизнес ради спасения деревни

Региональные особенности: эко-бизнес ради спасения деревни

Гузель Санжапова о необычном мёде, подъёме деревни и о социальном предпринимательстве в России


Гузель Санжапова Региональные особенности: эко-бизнес ради спасения деревни Гузель Санжапова о необычном мёде, подъёме деревни и о социальном предпринимательстве в России

Гузель идет по своему бизнес-пути, руководствуясь нетипичными для рядового предпринимателя мотивами. Хотя первый опыт «своего дела» вполне соответствовал классике жанра с увольнением из крупной компании и запуском небольшого предприятия. В случае Гузель это был пошив и продажа галстуков-бабочек «Cocco Bello». Но через несколько лет молодая предпринимательница совершила поворот на 180 градусов, поставив целью своего нового проекта ни много, ни мало возрождение маленькой деревни на Урале.

Базой стала семейная пасека в деревне Малый Турыш Красноуфимского городского округа Свердловской области, на которой теперь развивается производство крем-мёда, медовых муссов, и планируется запуск карамельной фабрики. Так Гузель одной из первых в России на практике применила концепцию социального предпринимательства.

Почему вы решили заняться именно этим бизнесом?

Я не создавала бизнес ради денег. Главная цель была помочь семье и деревне, в которой располагается пасека. Эту пасеку создал мой дед, со временем его дело продолжил мой отец. До 2006 года пасека располагалась в деревне в Татарстане, там жил дедушка. Но нам пришлось перевезти пасеку в Свердловскую область. Просто бросить ульи было нельзя: у нас на тот момент было больше полусотни ульев и несколько десятилетий труда. Поэтому выбор был сделан в пользу дальнейшего развития пасеки.

Что касается деревни, то тут раньше была зооферма, лесопилка – деревня жила. Но последнее десятилетие все «умирало», не стало работы, фактически остался только один магазин.

Я не создавала бизнес ради денег. Главная цель была помочь семье и деревне, в которой располагается пасека

Какие были первоначальные инвестиции в производство?

Сначала я вложила 300 000 рублей, это все были мои личные накопления. Этих денег хватило на покупку аппарата, который меняет структуру меда. Еще у нас остались деньги, чтобы купить фасовочную машину.

Но для дальнейшего финансирования вы применяли краудфандинг. Почему вы решили использовать этот инструмент привлечения денег?

Об этой возможности я узнала абсолютно случайно и решила воспользоваться. Чтобы привлечь «инвесторов» я сняла видео о деревне, о местных жителях и том, как проект помогает не умереть деревне. В итоге собрали почти полмиллиона и на эти деньги купили сушильные шкафы для ягод, медогонку и взбивалку. Во вторую кампанию собрали денег на строительство производственного цеха, что позволило создать новые рабочие места в деревне. Сейчас мы подготовили четвертую краудфандинговую кампанию - я надеюсь собрать 2 млн рублей на постройку в деревне карамельной фабрики.

Об этой возможности я узнала абсолютно случайно и решила воспользоваться. Чтобы привлечь «инвесторов» я сняла видео о деревне, о местных жителях и том, как проект помогает не умереть деревне. В итоге собрали почти полмиллиона и на эти деньги купили сушильные шкафы для ягод, медогонку и взбивалку.

Вы обращались за помощью к чиновникам: субсидии, гарантии и так далее?

Мы никуда не обращались. Мы три года жили только за счет своих сил. Это очень сложный вопрос, потому что обычно при таких обращениях все хотят что-то взамен. Но в ближайшее время будем вынуждены обратиться. Посмотрим, что из этого получится.

Как вы организовывали процесс производства?

Сначала мы купили аппарат для производства крема, закупили первую партию баночек для меда. Мой друг занялся брендингом. Название мы решили оставить от первого проекта – Cocco Bello. Далее мы наняли несколько бабушек, которые собирали для нас ягоды и сдавали нам по 200 рублей за литр. На первых этапах производства было важно найти правильную пропорцию соотношения меда и ягод, чтобы получался мед с ягодами, а не ягоды в меде. Запустили производство в середине июля 2013 года. Первый раз наш мед с ягодками увидели жители Екатеринбурга в августе на местном маркете еды. В этот день я продала 70 баночек.

Чем ваш продукт отличается от обычного меда?

Мы не производим мед в классическом его понимании. Мы изготавливаем крем-мед с добавлением ягод. Почти все компоненты собраны в Свердловской области, продукт экологически чистый. При производстве крем-меда, сам мед не теряет своих полезных качеств. Мы не зацикливаемся на добавлении только ягод, а экспериментируем с ингредиентами. Так мы смогли произвести медовый мусс, в котором совместили мед, ягоды и различные травы и специи (розмарин, корица, гвоздика, базилик).

Что лучше продается? Какой продукт является лидером, а какой «не выстрелил»?

Абсолютный лидер – медовые муссы. Я бы всем посоветовала фисташку с солью. А не пошел у нас, например, крем-мед с облепихой. Пришлось отказаться от этого сочетания из-за мелких косточек ягоды.

Как вы продвигаете бизнес?

Мы особо не заморачиваемся на рекламе. У нас есть сайт, странички в социальных сетях. Мы всегда говорим правду о том, зачем мы все это делаем. А дальше уже работает «сарафанное радио».

Мы особо не заморачиваемся на рекламе. У нас есть сайт, странички в социальных сетях. Мы всегда говорим правду о том, зачем мы все это делаем.

Как доставляете товар потребителям?

Схема доставки у нас стандартная. Заказы отправляем в любую точку России.

Вы составляли бизнес-план? Следуете ему?

Конечно. Мы составляли бизнес-план, делали расчеты. Если бы этого не было, мы бы не знали себестоимость товара, сумму необходимых вложений и так далее. Правильные расчеты крайне важны для любого бизнеса.

Как часто вы посещаете пасеку?

Так как непосредственно производством занимается мой папа, а я руковожу самим бизнесом, его продвижением и финансовым планированием, то пасеку я посещаю примерно пять раз в год. Два раза в год приезжаю минимум на месяц.

С какими препятствиями вы сталкиваетесь?

В деревне приходится работать с сознанием людей. Я учу их мыслить другими категориями, делать продукт как для себя, стремиться к высокому качеству и бережно относиться к тому, что они делают. В городе у нас другие проблемы – постоянно спрашивают почему так дорого. Я объясняю людям, что натуральный мед из деревни не может стоить столько же как мед в крупных торговых сетях. Я отношусь ко всему легко – не нравится - не покупайте.

В деревне приходится работать с сознанием людей. Я учу их мыслить другими категориями, делать продукт как для себя, стремиться к высокому качеству и бережно относиться к тому, что они делают.

У вас есть конкуренты?

Конкурентов много. Они есть в любом виде бизнеса. Но мы на них не обращаем внимания. Они работают, потому что хотят заработать «баблишко». А мы работаем ради идеи. Если нас задавят конкуренты, я создам другую нишу. Чтобы быть первым – надо делать что-то новое, а не пытаться работать там, где работают все.

Ваш медовый бизнес укладывается в концепцию социального предпринимательства. Вы изначально задумывали все это именно так?

Да, компания изначально создавалась как социальный проект. Если бы я хотела зарабатывать на этом, то я бы построила такую же бизнес-модель в Подмосковье: это дешевле, проще со стороны логистики, так как совсем рядом находится огромный рынок сбыта. Я бы не привлекала людей к сбору ягод, а закупала оптом, что значительно снизило бы себестоимость. Но я хотела сделать доброе дело: помочь родителям и деревне. Для меня важно, что я могу дать работу людям, создать производство, на котором будут работать местные жители.

Если нас задавят конкуренты, я создам другую нишу. Чтобы быть первым – надо делать что-то новое, а не пытаться работать там, где работают все.

Социальным предпринимательством можно заниматься в России, это перспективно?

12 лет назад слово «благотворительность» было ругательным. А сейчас все изменилось. Сегодня люди готовы помогать нуждающимся. То же самое и с социальным предпринимательством. Это слово на слуху только год-два. Через несколько лет мы научимся строить такой вид бизнеса, когда через решения социальной проблемы можно будет и деньги зарабатывать, и кому-то помогать. Может быть, я живу в мире с розовыми единорогами, но я верю в эти идеи, и верю, что можно сделать мир лучше.

Социальным бизнесом можно зарабатывать. Например, в Германии производят вкусный лимонад. Изначально вся бизнес-модель была построена на привлечении к работе социально-незащищенных слоев населения. Цель: дать работу этим людям, занять их делом и вдобавок производить эко-лимонад. Компания работает, зарабатывает и за несколько лет не отошла от своей концепции. Я уверена, такое возможно и в России.

12 лет назад слово «благотворительность» было ругательным. А сейчас все изменилось. Сегодня люди готовы помогать нуждающимся. То же самое и с социальным предпринимательством.

Насколько близко ваш проект подошел к поставленной цели?

Цель – не дать умереть деревне. Если будут деньги и работа, она не умрет. Пока сложно сказать, что деревня ожила. Но мы движемся к нашей большой цели, хоть и маленькими шагами.

Какие перспективы развития в области производства товаров из местных продуктов вы видите?

Я считаю, что это перспективно и круто. Необходимо создавать семейные компании, которые смогут выходить на рынок, зарабатывать деньги и при этом делать качественный и полезный продукт. В России уже есть такие истории и появляются новые. Например, в Екатеринбурге есть предприниматель, который делает прекрасный козий сыр и успешно его продает. И локально таких историй много, просто о них мало рассказывают.

Эко-продукты, фермы и прочее – это модный тренд или необходимость?

Я считаю, сейчас это больше модный тренд. Во-первых, много спекуляций вокруг эко-темы. Да, эко-продукты не должны стоить так же, как продукты в большом гипермаркете, это все понимают. Но они и не должны стоить настолько дорого, как сейчас. Полезная еда должна быть доступна. Второе – на каждой банке или на каждом йогурте мы сегодня видим значок «органик», его ставят везде, где только можно и нельзя. Этот значок используют как некий маркетинговый ход. Но я верю, что это только пока. Для всего этого нужно время. Постепенно все утрясется, и у нас появятся качественные и настоящие органик-продукты, система контроля за их производством и система сертификации.

Какие лайфкахи вы можете дать начинающим предпринимателям?

Не бояться делать хоть что-то. Тестировать каждую идею. Стараться сделать все с минимальными вложениями и желательно только со своими деньгами.